Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Новости

08.11.2018

Театр прощается с «Борисом Годуновым»

30 ноября и 1 декабря в Красноярском театре оперы и балета им. Д.А. Хворостовского состоятся последние показы оперы М. Мусоргского «Борис Годунов». Костюмы и декорации Большого театра, которые он любезно предоставил театру в Красноярске в аренду, возвращаются в Москву.

7 и 8 февраля 2014 года красноярскому зрителю была дана уникальная возможность услышать это сочинение в его изначальном виде, наиболее точно отражающем замысел автора. Постановка «Бориса Годунова» в Красноярске стала совместным проектом трёх театров: Красноярского театра оперы и балета, Большого театра и Московского музыкального театра «Новая опера». Премьера была посвящена 175-летию со дня рождения композитора Модеста Мусоргского и вышла в Красноярске спустя ровно 140 лет после первой постановки этой оперы на сцене Мариинского театра.

Драматически сложилась судьба первой авторской редакции 1869 года. Она была отвергнута Театральным комитетом дирекции императорских театров России. Среди причин отказа были отсутствие лирической «женской» темы и неприятие новизны языка оперы. 8 февраля 1874 на сцене Мариинского театра состоялась премьера второй редакции оперы (1872 года), в которой композитор изменил финал. Мусоргский закончил её не смертью Бориса, а сценой восставшего народа, торжеством самозванца и монологом Юродивого, а также добавил яркую линию Марины Мнишек и «Польский акт». Эти «врезки» немного сместили смысловой акцент с личной трагедии царя Бориса к трагедии народа. Но жизнь и этой редакции оказалась недолгой: несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно.

Желая вернуть «Бориса» на сцену, Н. Римский-Корсаков на основе второй авторской редакции создал две свои редакции, которые сделали оперу более «благозвучной». «Борис Годунов» в его редакции стал хитом, триумфально прошествовал по всему миру и завоевал известность.

Но идейный вдохновитель и музыкальный руководитель постановки в Красноярске дирижёр Дмитрий Волосников пояснил, почему предпочел именно авторскую редакцию оперы: «Потому что спектакль называется «Борис Годунов», и у Мусоргского это произведение о человеке, который берет на себя ответственность за страну и погибает под тяжестью этой ответственности. Борис был очень неплохим правителем. При нем произошли масштабные государственные и культурные изменения, он укрепил границы. И народ лучше зажил. Но ему крупно не повезло, что в последние три года царствования была страшная засуха, голод, и вымерла одна треть государства. Народ взбунтовался. И слухи о вине Бориса в гибели царевича Дмитрия сыграли свою роль. Хотя, вы знаете, я встречался в Музее хирургии с академиком, который изучал останки Дмитрия – он утверждает, что такой след на его ребрах был бы невозможен при убийстве. Скорее всего, мальчик просто сам получил смертельную травму во время игры со своим ножичком. Но слухи поползли, и Борис как человек совестливый взял вину на себя».

Режиссер Надежда Столбова, в свою очередь, отмечала, что для нее в опере Мусоргского особенно ценно то, что ее главный герой, мо ее мнению, не убийца и не заказчик убийства: «Вообще нельзя с уверенностью утверждать, что царевича Дмитрия убили, анатомические свидетельства заставляют в этом усомниться. Возможно, он напоролся на свой ножичек во время игры и погиб. Но рядом с ним были люди из окружения Годунова, и Борис, человек совестливый, берет всю вину на себя. Он не раз в жизни согрешил, прошел опричнину и выжил в ней. К власти он шел не по ковровой дорожке, а по кровавым следам. Но он был хорошим государем и немало сделал для подданных за короткий срок своего правления. Борис еще до Петра I отправил русских дворян учиться в Европу. Его дочь Ксения была образованная, читала книги, что для того времени было большой редкостью. Его сын царевич Федор, тоже очень эрудированный человек, начертил карту Руси, она сохранилась до наших дней. Представляете, какая атмосфера была в семье Годунова? Но с легкого пера Пушкина мы привыкли считать его убийцей, что в глазах многих перекрывает все достоинства этого неординарного правителя. И чем прекрасен Мусоргский, и почему мы с дирижером Дмитрием Волосниковым предпочли взять именно его авторскую редакцию – композитору интересны в этой истории не политические и социальные условия, а судьба человека. Знаете, как говорил Станиславский, театр должен быть о человеке, для человека и через человека. В финале Мусоргский, кстати, оправдывает Бориса. Через музыку – финал в опере возвышенный. И мы идем вслед за композитором».

Аутентичные костюмы и декорации, которые можно увидеть в «Борисе Годунове», были изготовлены по эскизам известных театральных художников Павла Каплевича и Юрия Купера. Также специально для красноярской постановки в городе Тутаев Ярославской области отлили девять настоящих православных колоколов, которые с премьеры «Бориса» навсегда поселились на арьерсцене театра.