Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

31.05.2013

Александр Михалев: «Эту музыку позволяет сочинить Бог»

Интерес к духовной музыке в последнее время в России растёт. Красноярск - не исключение. Александр Михалев, солист Красноярского театра оперы и балета, член Союза композиторов России, не только организует концерты духовной музыки в нашем городе, но и сочиняет «произведения от Бога».

Александр Михалев- Образование композитора я получил в Красноярской академии музыки и театра у заслуженного деятеля искусств, профессора Олега Леонидовича Проститова, автора гимна нашего города. Я не только композитор, но ещё и исполнитель, оперный певец, аранжировщик, преподаватель академии музыки и театра. Причём образование оперного певца получил частным образом. Учился у бывшего солиста театра оперы и балета Анатолия Трофимовича Лысенко. И меня приняли по итогам прослушивания солистом в театр.

В Европе распространена практика получения образования частным образом. Если вспомнить знаменитых солистов прошлого, то Галина Вишневская и Павел Лисициан не учились в консерватории. Это не помешало им стать солистами Большого театра. Я с 11 лет пел в хоре под руководством замечательного музыканта Людмилы Васильевны Девочкиной. А в театр попал 2006 году. Меня принял бывший концертмейстер Большого театра Константин Константинович Костырев. Ему мой лирический баритон напомнил по тембру голоса знаменитых солистов прошлого. Я могу исполнять партии Онегина («Евгений Онегин»), Елецкого («Пиковая дама»), Ренато («Бал-Маскарад»), Сильвио («Паяцы»), Веденецкого гостя («Садко»). Поскольку я мало занят в оперном репертуаре, исполняю эти знаменитые партии в концертах.

Последнее время меня также привлекает работа организатора и руководителя концертов духовной музыки.

- Что такое духовная музыка?

- Различные энциклопедии дают точное определение, если вообще можно говорить о точности в определении какого-то направления музыки. У меня есть свое собственное видение. В самом строгом смысле - это музыка, которую даже не сам композитор сочиняет, а Бог позволяет её сочинить. А тексты - это, например, Псалмы Пророка Давида, а не поэта в привычном понимании. Псалмам Давида более тысячи лет. До наших дней дошло 150 поэтических текстов. Они старше самого Христианства как религии. И вот сочинения композиторов разных эпох к Псалмам Давида и другим каноническим текстам образует сокровищницу духовной музыки.

Вторая, меньшая, степень строгости для меня включает всю музыку, связанную с Библейскими сюжетами. Также это католические мессы, Православные хоровые песнопения. Эта музыка совсем не обязательно звучит в церкви. Возможно и концертное исполнение.

Есть и третья степень строгости в отношении к духовной музыке. Мне понравилось образное определение, которое подобрал дирижёр В. Спиваков к музыке Моцарта. «Эту музыку слышал Бог, когда создавал мир». Вся музыка - это часть духовной культуры.

- Можно ли привести какие-то примеры известных произведений?

- Духовная музыка так многообразна! Иногда слушатель удивляется тому, что уже давно знаком с ней. Романсы С. Рахманинова принято называть философскими. Но это самая настоящая духовная музыка (в нестрогом определении), прославляющая Создателя и мир, им созданный.

Если говорить об истории, то первая музыка, я думаю, была именно духовная. Она ведь связана с обрядами. В Древнем Израиле уже был оркестр и хор для исполнения храмовой музыки. В эпоху Средневековья почти все профессиональные музыканты (композиторы, исполнители, певцы) были связаны с Церковью. Альтернативой духовной музыке в то время являлась только народная. Имена авторов не сохранились, так как все произведения принадлежали церкви, автор не указывал имя согласно средневековой культурной традиции. Точно так же мы не знаем авторов древнерусских литературных произведений.

Интересно, что бурное развитие духовной музыки началось после того, как влияние церкви на сочинителей ослабло. Практически все жанры современной музыки, светской и духовной, появились в эпоху барокко. Особенно интересно итальянское барокко. Композиторы отошли от строгих канонов церковной музыки, и духовная музыка стала авторской. Бах, Вивальди, Гендель, Монтеверди, Скарлатти - это создатели духовной музыки. Сейчас многие исполнители изучают в библиотеках произведения композиторов эпохи барокко и популяризируют эту музыку.

- Получается, что духовная музыка не так тесно связана с религией или церковью, как думают многие.

- В наше время духовная музыка, можно сказать, «вышла на концертные площадки». Особенно в Европе. Там уже давно все ведущие музыканты мира исполняют духовную музыку. Записываются альбомы с этими произведениями. В одном известном романе современного французского автора героиня слушает у себя дома в Рождество на музыкальном центре католические мессы. И объясняет, что она восхищается композиторами, которых вдохновляла идея Бога на создание такой музыки. Но при этом не может назвать себя верующей. Что касается тесной связи духовной музыки и религии, то для культурного общества вполне возможны такие вещи, которые не приняли бы и осудили многие верующие. В марте 2007 года музыкальное сочинение «Страсти по Матфею» представителя православной церкви Митрополита Иллариона исполнялось в одном из концертных залов Ватикана. Духовная музыка выше разделений на конфессии.

В России тоже последние годы устраиваются концерты духовной музыки. У нас свои традиции. Вместо больших концертных площадок камерные оркестры и необычные залы. Это еще и возвращение к салонным вечерам 19-го века. Например, в Москве стали традиционными фестивали музыки эпохи барокко в музее изобразительных искусств им. Пушкина. Считается, что эту музыку приятнее слушать в залах необычной архитектуры.

- А зачем современному слушателю знакомиться с произведениями эпохи барокко?

- Наверное, для того, чтобы расширить кругозор. И не только по этой причине. Большинство концертных программ предлагают слушателям только самую популярную классическую музыку 18-19-го века. Если говорить о постановках оперных театров, то это тоже всего несколько известных композиторов-классиков. Эпоха барокко подарила миру практически все классические жанры музыкальных произведений.

Кантата, оратория, симфония, опера. Духовная музыка обогатилась традициями светской. Современные исполнители обращаются к эпохе барокко, потому что она привлекает своей пышностью, торжественностью и одновременно камерностью. Для певцов исполнение произведений этой эпохи - возможность совершенствовать своё мастерство, развивать подвижность голоса. Если в Европе возрождают постановки давно сошедших со сцены опер Глюка, Монтеверди, Скарлатти, то в России, в частности в нашем городе, музыка барокко чаще звучит в концертном исполнении. Концерты не требуют декораций, поэтому исполнители могут менять репертуар в зависимости от предпочтения слушателей. В органном зале известный органист А. Бардин часто исполняет старинные сонаты на клавесине. Публика воспринимает клавесин как нечто новое, в то время как это хорошо забытое старое.

- В Европе традиция исполнения духовной музыки понятна. Это мессы, кантаты, оратории. Духовная музыка посвящена праздникам церковного календаря. А в нашем городе ?

- В Красноярске уже сложилась традиция Рождественских, Крещенских концертов. Концерты устраиваются в камерных залах Дома искусств, капитанского клуба, органного зала. В качестве музыкального сопровождения обычно фортепиано или различные ансамбли, например, ансамбль «Вдохновение» под руководством Светланы Терещенко (флейта, гобой, фортепиано) или ансамбль «Резонанс» под руководством Натальи Агеевой (альт, скрипка, виолончель, фортепиано). В отличие от традиции церковного хора мы пытаемся развивать сольное исполнение, ансамблевое, которое так развито в Европе, а у нас пока нет. Митрополит присутствует на концертах в качестве гостя. Уже сложилась традиция угощения слушателей после концерта, общения в неформальной обстановке. Совместно с театром оперы и балета проводится ежегодный Пасхальный фестиваль.

- А кто приходит на концерты духовной музыки… Кто слушатели?

- Слушателями могут быть все - вне зависимости от образования, музыкальных вкусов. Особенность духовной музыки в том, что она не сочинялась для элиты общества, не ориентирована на слушателей из каких-то сословий. Духовная музыка написана для создания настроения в определённые праздники церковного календаря. Например, Рождественские концерты - это праздничная музыка. Такие концерты посещают с детьми. Пасхальная музыка - это тоже праздничная по настроению музыка, но присутствует печаль воспоминаний о страданиях Христа. Духовную музыку должен понимать каждый, она была создана для того, чтобы рассказать сюжеты из Библии в образах музыки. Значит, рассказать всю историю мира в музыке.

- А Вы являетесь автором какого-нибудь духовного произведения?

- Мои произведения - это кантата «Псалмы Давида», музыкальная картина «Преображение», несколько духовных романсов.

Анна БУЛАВЧУК
"Городские новости" №2778, 31.05.2013 г.