Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

21.09.2012

Андрей Силенко: «Хочу быть Дон Жуаном»

Вчера Красноярский государственный театр оперы и балета открыл 35-й сезон. В концерте «Маэстро приглашает» по традиции зрители встречались со всеми ведущими солистами, в число которых уже несколько лет входит Андрей Силенко. Начав свою театральную карьеру 11 лет назад в качестве баса, артист добился успехов на сцене и победы в профессиональных конкурсах с партиями для баритона.

Андрей СиленкоБлагодаря своим вокальным данным, артистизму и обаянию, Андрей Силенко артист востребованный. Притом что он занят почти во всех операх, посетители театра оперы и балета регулярно слушают в его исполнении любимые номера концертных программ. О своих достижениях, оперном искусстве в целом и даже о своём зрителе Андрей СИЛЕНКО рассказывает в интервью «Городским новостям».

- Завершившийся сезон принёс Вам победу в двух конкурсах для исполнителей оперной классики, дебют в яркой партии Эскамильо, роль графа Орлова в опере современного композитора, партии Веденецкого гостя и Алеко. Как Вы можете объяснить такой успех? Можно сказать, что пришло Ваше время ?

- В публикациях о саратовском конкурсе, где я не только занял первое место, но и получил приз зрительских симпатий, местные журналисты упомянули о моём «позднем старте». В Саратове ведь не знают о том, что я уже одиннадцать лет работаю в красноярском театре и только последние четыре года исполняю партии для баритона. Последний сезон - это скорее результат многолетней работы, чем яркий дебют.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о начале своего профессионального пути.

- О том, чтобы я стал оперным певцом, мечтали родители. Я из семьи солистов оперетты. Мама исполняла главные партии в Кировоградском театре. Она иногда интересуется, не пою ли я в концертах арии из оперетт. Вынужден её разочаровывать - я очень редко их исполняю. Оперный репертуар мне ближе, да и нравится больше.

Учился в Магаданском областном училище искусств. После армии приехал в Красноярск и поступил в нашу академию музыки и театра. С 2001 года работаю в Красноярском театре оперы и балета, в труппу меня пригласили ещё на третьем курсе.

Начинал свою карьеру в нашем театре как бас - так в академии определили при поступлении мой голос. Партии из репертуара басов я и выбрал для участия в первом конкурсе в 1998 году. Именно там подсказали, что приёмная комиссия института могла ошибаться, и мой голос ближе не к басу, а к баритону. Со мной стал работать мой коллега заслуженный артист России Герман Тимофеевич Ефремов. Так я постепенно перешёл на репертуар баритона.

- Вы ещё и в армии служили! Наверное, пели в военном ансамбле?

- Сразу после училища я отслужил два года в войсках связи в Петропавловске-Камчатском. Это была самая обычная армейская подготовка, не имеющая отношения к вокальному мастерству. Когда комбат узнал, что у меня есть и музыкальное образование, мне поручили играть на барабане, возглавляя строй сослуживцев по пути в столовую. Забавно, что у меня никогда не получалось отбить сложный ритм. Оказывается, даже для этого нужно учиться в музыкальной школе.

- В театре у Вас более 15 партий, есть ещё роли второго плана. Трудно вспомнить оперу, в которой Вы не заняты. Почему же о Вашем творчестве так мало информации, что, Вас считают начинающим солистом?

- У нас в театре только недавно появились оперы, где басы могут себя проявить. Например, фрагменты из опер Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина» в проекте Сергея Боброва «Царская Ложа».Чаще я исполнял роли второстепенных персонажей. Скажем, в опере Моцарта «Дон Жуан» мне досталась партия крестьянина Мазетто. Композитор создал запоминающиеся партии для всех трёх голосов - тенора, баритона и баса. Если бы опера до сих пор осталась в репертуаре театра, хотел бы спеть знаменитую партию Дон Жуана.

- Получается, что по сравнению с тенорами и басами у баритонов больше возможностей показать себя?

- Баритон - это самый распространённый мужской голос. С этим связан высокий уровень конкуренции. Для баритона важен красивый тембр, запоминающаяся манера исполнения.

У меня лирико-драматический баритон, это значит, что моими могут быть партии как Онегина, так и Алеко или Скарпиа. Хотел бы попробовать свои силы в роли Риголетто. Эта партия - определённое достижение в карьере баритона.

- Мы сейчас обсуждаем в большей степени техническую сторону исполнения. А чем Вам интересны Ваши персонажи, какой интерес находят в них слушатели?

- По традиции персонажи баритонов - это люди среднего возраста, состоявшиеся в жизни, или обманутые жёнами мужья-рогоносцы, например Алеко из оперы Рахманинова. Персонаж настолько заинтересовал композитора, что тот дал опере имя главного героя. В первоисточнике у Пушкина поэма ведь называется «Цыганы». Многие считают знаменитую каватину Алеко самым удачным фрагментом первой оперы Рахманинова. В моём репертуаре есть ещё один подобный персонаж - Грязной из оперы «Царская невеста». Интересно не только спеть партию, но и сыграть человека, готового ради любви на безумные поступки. К таким героям относится и Мизгирь из оперы «Снегурочка». Зарубежные композиторы создавали для баритонов не только драматические партии, но и очень эффектные арии. Кто не знает куплеты Эскамильо из оперы «Кармен»! Каватину Фигаро часто исполняю в концертах.

- По какому принципу Вы выбираете концертные номера?

- Я стараюсь раскрыть все возможности голоса и собственный вкус в выборе репертуара и при этом не забыть предпочтения слушателя. Если не исполняю оперную классику, то останавливаюсь на хитах из репертуара Магомаева или Хиля. У нас в театре бывают концерты, в которых звучит музыка из кинофильмов. Для последнего конкурса выбрал серьёзные патриотические композиции русских композиторов. Публика никого так не приветствовала, как меня! Может, это и нескромно с моей стороны, но я сразу понял, что завоюю приз зрительских симпатий. Этапы конкурса в Саратове проходили как концерты. И на конкурсе в Сочи комиссия аплодировала мне стоя после исполнения арии Мазепы из одноименной оперы Чайковского.

- В последнее время оперные певцы стараются не дистанцироваться от аудитории. Подчеркивают, что они разделяют образ жизни и увлечения любого современного человека: посещают спортзалы, чтобы хорошо выглядеть на сцене, интересуются фильмами-операми, снятыми в формате 3D, не чувствуют себя ровесниками опер, в которых поют. А каким Вам представляется современный слушатель оперы?

- Хотелось бы, чтобы поклонниками искусства оперы были люди всех возрастов. Когда смотрю записи европейских концертов классической музыки, замечаю в зале много молодёжи. Наверное, у нас до восприятия оперных постановок сначала надо дорасти, человек начинает понимать оперу в зрелом возрасте. Вспомните, для какой части общества композиторы создавали свои произведения, опера никогда не была частью массовой культуры.

- Как Вы относитесь к попыткам осовременить постановку классической оперы, сделать её доступнее, понятнее массовому зрителю?

- Читал отзывы зрителей о новой, осовремененной постановке оперы «Руслан и Людмила» в Большом театре. Пришёл к выводу, что прежде всего сами зрители не приветствуют подобные эксперименты. Когда слушаешь оперу «Севильский цирюльник», хочется ещё и представлять век Фигаро. Поэтому костюмы должны соответствовать эпохе. В репертуаре нашего театра есть опера «Любовный напиток» Доницетти. Костюмы и декорации в ней стилизованы под ретро. Получается довольно интересно. Это ведь комическая опера.

- Однажды в рамках специального проекта красноярский театр уже ставил оперы современных композиторов. Чем интересна работа в неклассической - современной - опере?

- Опера «Самозванка» посвящена событиям русской истории. Постановка предполагает соответствующий антураж, так что артисты выступали в костюмах эпохи Екатерины II. Композитор создал музыку в традициях классической оперы, поэтому участие в «Самозванке» для меня не отличалось от работы в других оперных спектаклях. Возможно, в этом сезоне театр вернётся к проекту и представит зрителям новые оперы.

- В каких спектаклях можно будет услышать Вас в ближайшее время?

- Сезон открывается по традиции концертом «Маэстро приглашает», куда включены несколько моих номеров. Я буду петь Пролог в опере «Паяцы» 17 октября. Через несколько дней, 21 октября, исполню партию Эскамильо в опере «Кармен».

"Городские новости" №2642, 21.09.2012 г.