Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

05.03.2021

Анна Киселёва: "Пою то, что близко моей душе"

Мы встречались с заслуженным работником культуры Красноярского края, солисткой Красноярского театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского Анной Киселёвой чуть больше года назад, в декабре 2019 года, в двадцатилетие сценической деятельности певицы, где она исполнила партию Тоски в одноимённой опере Пуччини на своём творческом вечере. Говорили о творчестве, и не догадывались, насколько непростым будет год 2020-й.

Анна Киселёва— Например, ушёл из жизни один из ваших учителей, наш земляк, народный артист СССР Владислав Иванович Пьявко...

— Да, очень жаль Владислава Ивановича. В своё время я была стипендиантом фонда Ирины Архиповой и мы готовили с ним партию Лизы из "Пиковой дамы" Чайковского, "Аиду" Верди и другие оперы. Мы общались буквально за несколько дней до его кончины, о которой затем мне сообщил наш общий знакомый, его коллега. Конечно, есть и ещё потери. Ушла из жизни от ковида моя первая школьная учительница в Благовещенске Алла Григорьевна Вакуленко.

— И всё-таки жизнь продолжается. Чем запомнился вам год минувший? Что нового он вам принёс в отсутствие театральных репетиций и спектаклей?

— Конечно, я немножко отдохнула, мы с ребёнком съездили на юг, но параллельно учила произведения. К сожалению, петь дома в полный голос нельзя, потому что помещение маленькое, слышимость в соседних квартирах большая, а театр-то был закрыт до августа. Даже невозможно было приходить, чтобы заниматься. Это было самое трудное. Потом пришлось восстанавливать форму. Вышли, нас опять закрыли на месяц.

— И всё-таки чем-то вы занимались полгода?

— У меня были выступления на телевидении – записи и прямые эфиры. Были онлайн-концерты. В частности, проект "Красноярск поёт Высоцкого", которым руководит Роман Энгельгардт. Когда-то была в жюри фестиваля "Хрустальная магнолия" в Сочи, где познакомилась с интересными музыкантами. С ними мы сотрудничали во время пандемии. Например, принимала участие в онлайн-концертах города Манжерок на Алтае. Помните такую песню? Концерты эти транслировались по России в знаменательные даты: 9 Мая, в День России, День Матери, Новый год и в Рождество.

На радио вышла передача к юбилею красноярского композитора Маргариты Петровой, где были и мои записи её замечательных песен. В библиотеке-музее В. П. Астафьева в Овсянке два раза в год – в день рождения и смерти писателя – Дни его памяти. А в прошлом году организаторы онлайн-проекта придумали необычную инсценировку первого рассказа Виктора Петровича "Сибиряк", где участвовали артисты театра имени А. С. Пушкина: заслуженная артистка России Светлана Сорокина и Людмила Безуглова, Дмитрий Васянович, артист из Перми Максим Воробей. Один из отрывков достался и мне. Затем этот проект был выложен на сайте библиотеки и в других соцсетях. Рада, что это получилось. В этом году, 20 лет, как Виктора Петровича не стало. Его памяти я посвятила песню композитора Маргариты Петровой на стихи Нины Гурьевой "Горечь калины". Много лет я её пою и решила сделать видеоклип для музея в Овсянке.

— И наконец, 21 февраля ко Дню защитника Отечества состоялся ваш выход в Большом концертном зале с филармоническим русским оркестром народных инструментов имени Анатолия Бардина под руководством Валерия Шелепова...

— С большой радостью я пела вместе с заслуженными артистками России Валентиной Литвиной и Светланой Кольяновой. Дали подряд два концерта, что, конечно, непривычно, но слушатели принимали с огромным удовольствием.

— Пожалуй, слушательницы, которых в зале было большинство.

— Здесь нет ничего необычного. Женщины ведь везде в большинстве. Этот концерт, кстати сказать, уже традиционный, мы поём его не первый раз. Хорошо существуем втроём в этой программе. Блестящий оркестр, с которым я сотрудничаю много лет.

— Как вы, все такие разные, собрались на одной сцене втроём?

— Нас пригласил дирижёр. Да, мы разные, но это и хорошо.

— Что для вас значит военная тема?

— Это одна из моих самых любимых концертных программ – "Песни нашей Победы". У меня три отделения военных песен. Мой любимый праздник, который я впитала, что называется, с детства. Бабушка моя, Мария Григорьевна Самойлова – дитя войны, обладала от природы поставленным голосом. И она пела все эти песни. Остались её записи, песенники, особенно из репертуара Клавдии Ивановны Шульженко. Знаменитая "Челита" давно уже стала моей визитной карточкой. И весь её репертуар для меня настолько близок, что, когда я пришла в театр, то параллельно с оперой всегда пела такие программы.

Можно сказать, это мой долг. Мимо этого праздника не могу пройти никак. Во время пандемии, за один вечер выучила новую песню "Дети войны" на слова Ильи Резника, музыка Юлии Юдахиной. Песня эта сейчас, на мой взгляд, очень актуальна, как память о том времени. Сделала на неё видеоклип, он прошёл по соцсетям. Впервые я записала песню в студии, не исполнив её на сцене. Обычно бывает наоборот.

— И всё-таки, что вас связывает с минувшей войной?

— Идея военных песен пришла ко мне, когда я была на конкурсе в Болгарии. Нас, лауреатов конкурса, повезли в Пловдив на концерт в итальянское посольство. Въезжаем в город, смотрю, а над ним возвышается памятник "Алёша". Я была одна из России и попросила отвезти меня туда. У нас было мало времени перед концертом, но из уважения болгар к России, меня привезли, хотя к памятнику нужно подниматься пешком, и только особо важных персон, какой я не являлась, доставляют на автомобиле. Я была потрясена. И на фоне этого памятника спела "Алёшу" и привезла эту видеозапись своим родным. Вскоре, начиная с 2013 года, благодаря Антонине Григорьевне Севастьяновой, возник проект "Песни нашей Победы", который проходил всё это время в Малом концертном зале филармонии, однако из-за пандемии не состоялся в прошлом году, но мы надеемся на этот май. В этих концертах принимали участие Красноярский духовой оркестр, ансамбль "Маэстро", заслуженный артист России Александр Шендрик, мои коллеги по нашему и музыкальному театрам и филармонии: Алексей Соколов, Евгений Балданов, Александр Белопашинцев, Виталий Осипов.

Воевали три моих родственника – прадед Иван Спицын и дедушки по материнской линии Иван и Алексей Самойловы. И они все вернулись живыми. Один, Иван Яковлевич Спицын, политрук, был контужен под Сталинградом и лечился в госпитале в Бугуруслане. Другой – Иван Григорьевич Самойлов освобождал Украину, а Алексей Григорьевич прошёл всю войну, был под Москвой, под Сталинградом, в Кёнигсберге, а закончил войну на Дальнем Востоке.

— Впереди у вас сольный концерт 8 Марта в Красноярском Доме офицеров?

— Для меня это новая концертная программа. Буду петь в сопровождении ансамбля гитар "Русская душа" в составе лауреатов международных конкурсов Антона Веришко и Артёма Титова. Вести концерт будет Юлия Позднякова. Мне кажется, что программа понравится публике. В ней будут звучать популярные русские романсы, испанские, итальянские и украинские песни.

— А что ещё интересного и яркого в вашей творческой биографии было до пандемии?

— Стоит вспомнить, что я участвовала в юбилейном концерте народного артиста России Олега Погудина на сцене нашего театра. Мы исполнили знаменитый дуэт Сильвы и Эдвина из оперетты Кальмана "Сильва". Меня восхитила его безупречная сценическая пластика, лёгкость и импровизация в общении с партнёром. Этот мой любимый дуэт. Его я пела также с солистом театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Николаем Ерохиным на сцене зала Чайковского в Москве в сопровождении Академического оркестра народных инструментов им. Н. Н. Некрасова, а буквально перед началом пандемии мы успели спеть этот дуэт с замечательным солистом нашего театра Александром Михалёвым в Доме кино.

Если вернуться чуть-чуть назад, то стоит вспомнить, как в июне 2018 года по приглашению Союза театральных деятелей России и творческого центра "Музыкальный журнал" участвовала в международной творческой лаборатории "Русская классика: музыка мира" (в Москве, в республике Молдова и в Приднестровской Молдавской республике). Тогда были очень насыщенные концерты, где я пела с симфоническим оркестром Кишинёвской национальной филармонии и государственным оркестром Приднестровья. В той поездке расширился круг моих друзей-коллег по цеху, которые поют в разных театрах России.

Тоска— Что нового ждёт нас впереди?

— Не люблю загадывать на будущее, однако готовится постановка одноактной оперы Масканьи "Дзанетто ", а в нашей версии театра "Мой милый Дзанетто" моя героиня Сильвия, персонаж сродни образу Виолетты из оперы "Травиата" Верди: чувство, как испытание и очищение души. Ставит талантливый режиссёр Даниил Дмитриев в сопровождении инструментального ансамбля "Резонанс" под руководством Натальи Агеевой.

Несмотря на определённые сложности, мы, артисты, работаем, держим в тренаже вокальные партии. Вместе с концертмейстером Еленой Чепурной я шлифую свои любимые партии: Тоску, Аиду, Медею, Лизу, Купаву, Мими. В настоящее время работаю над партией Чио-Чио-Сан Пуччини.

— Вы не упомянули партию Татьяны, которую вы исполняли на конкурсе оперных певцов имени Хариклеи Даркле в Румынии?

— Да, эту сцену письма я пела трижды на конкурсе. Несмотря на то, что обычная ария длится минут пять, а эта сцена письма звучит тринадцать минут и жюри, в составе короля баритонов Николае Херля просило исполнить именно сцену письма. Она одна из моих любимых партий. Мне посчастливилось спеть её на сцене Софийской национальной оперы в Болгарии, однако на сцене родного театра я её не исполняла.

— Ваш репертуар настолько разнообразен...

— Пою то, что близко моей душе.

Сергей ПАВЛЕНКО
«Красноярский рабочий», 5 марта 2021 года