Отключить

Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

04.04.2018

Аркадий Зинов: "На 170 ребят у нас полсотни педагогов"

О работе Красноярского хореографического колледжа рассказывает его директор, заслуженный артист России Аркадий Владимирович Зинов.

колледж– На проспекте Мира в нашем замечательном городе есть незаметный вход во двор. А там справа – необычное здание. Его построили в конце XIX века по проекту губернского архитектора А. А. Лоссовского. Сейчас каждый день туда приходят 170 красноярцев в возрасте 11-19 лет. В этом тёплом и уютном здании и располагается Красноярский хореографический колледж. Аркадий Владимирович, расскажите, как он здесь появился?

– Это наш дом. Он вырос из отделения хореографии Красноярского училища искусств (само училище появилось в 70-х). Два наших отделения – классическое и народное – готовят кадры для оперного театра и академического ансамбля танца Сибири.

В начале 90-х о нашей хореографической школе заговорили и за рубежом. Именно тогда воспитанники привезли первые награды с международных конкурсов в Лозанне (Швейцария).

– Но с того времени авторитет единственного в крае учебного заведения, которое ведёт подготовку специалистов в области хореографического искусства, постоянно растёт...

– Надеюсь, что так. Я руковожу колледжем с 2013 года. У нас трудится 46 преподавателей и концертмейстеров. Учащиеся являются лауреатами, дипломантами и обладателями специальных призов и наград Международного конкурса артистов балета (Москва), открытого конкурса "Арабеск" (Пермь), всероссийского конкурса имени Г. С. Улановой, смотра-конкурса Всероссийского форума "Балет ХХI век" в Красноярске, Дельфийских игр России, а также международного конкурса артистов балета Expression'12 (Италия), международного смотра-конкурса Tanzolymp (Германия) и других.

– Среди ваших учащихся есть стипендиаты фонда Г. С. Улановой, получатели именных стипендий министерства образования края...

– Такое внимание и поддержку надо оправдывать. Наши выпускники ежегодно пополняют труппы Красноярского театра оперы и балета, ансамбля танца Сибири, музыкального театра, работают в крупнейших российских театрах и за границей – в Америке, Аргентине, Чехии, Германии, Китае, Словении, Израиле, Франции и других странах. Многие стали заслуженными артистами России.

колледж– Я знаю, что в 1994 году вы сами окончили хореографическое училище в Уфе. Скажите, как в эти учебные заведения попадают мальчики? С девочками как-то понятно: красивые, элегантные балерины вызывают желание быть ими. А мальчики?

– Мальчики в абсолютном большинстве попадают в хореографию по желанию родителей. Я не был исключением: мои родители, музыканты, были очень впечатлены творчеством Мариса Лиепы. А я с раннего возраста танцевал в коллективе ДК "Нефтяник". Поэтому не особо сопротивлялся танцевальной карьере.

В балете никому не бывает легко. Я станцевал почти весь сольный репертуар в Красноярском театре оперы и балета – и никогда ни о чём не жалел. Вероятно, есть какие-то силы, которые дают понимание, что это – твоё!

– В колледже и сейчас дети делятся на "классиков" и "народников". Есть ли у них различия, профессиональные и психологические?

– Да, конечно. На отделение народного танца ребята приходят в 14 лет. Они уже вполне осознают, что выбирают. С "классиками" сложнее, их взросление дорого даётся педагогам, много личных и функциональных проблем... Кроме того, "народники" работают коллективом, и это очень важно – единый танцевальный организм, иначе народный танец не сможет быть создан. Я лично им ошибки не прощаю, хотя, конечно, каждого ценю.

Для классического балетного артиста творческая жизнь – это постоянный бег против движения эскалатора. То есть – ежедневный очень серьёзный труд. Это как стоять на огне: или терпи, или уходи.

– С какими проблемами сталкиваются педагоги хореографического колледжа?

– Думаю, с такими же, как и любые другие. Главное – это взросление наших питомцев. Пришли малыши, жмутся друг к другу, боятся, что надежд не оправдают. А потом вдруг раз – и выросли, и начинаются проблемы с весом, с неожиданной влюблённостью. И ладно, если взаимной...

И тут очень важна роль педагога. Потому что на кого-то можно просто слегка прикрикнуть, а с кем-то нужно долго и серьёзно говорить. И не факт, что один раз.

У нас нет чужих нам детей. Они – все наши, выращенные тяжёлым трудом. И их собственным, и педагогов.

У нас, конечно, не совсем простая работа. Но аншлаги на спектаклях говорят сами за себя.

– В нынешнем марте вы ездили со своими учащимися и преподавателями в Москву, в Большой театр России, на фестиваль балетных школ, и там была возможность пообщаться с коллегами. Каковы новые тенденции в хореографической педагогике?

– Знаете, нет каких-то глобальных перемен: классический балет потому и называется классическим, что в нём уже сформированы определённые каноны, именно по ним мы всё и преподаём.

колледжПравда, есть известный спор у педагогов о том, что иногда технические навыки перечёркивают артистические. Моё мнение – всё зависит от конкретного исполнителя, от того, как с ним работал преподаватель.

Вот, например, всемирно известный сегодня солист Большого и Михайловского театров Иван Васильев: прыжки у него потрясающие, но ведь и харизма артистическая отличная. Нужно много работать, и не только с телом, но и с внутренним ощущением роли. Я уже говорил, балет – это большая ежедневная работа.

– Каждый год в колледж приходят десятки детей с родителями, многие из которых уверены, что их ребёнок уникален, создан для балета. Иногда их мысли расходятся с мнением педагогов...

– Если родители видят в ребёнке потенциал, его обязательно нужно показать. Знаете, я уверен, что только Бог знает, кого наградить тем или иным талантом. Совершенно неважно, кем трудятся родители и были ли у них в семьях танцоры. Иногда приезжают из районов края удивительные дети с мягкими связками, с отличными ногами. Неужели мы от них откажемся? Да никогда!

У нас особенный коллектив педагогов и концертмейстеров, для которых каждый ребёнок, вырастающий прямо на глазах, и не только физически, но и творчески, – дорог. А потом мы приходим в театр и смотрим на них. И как бы нескромно это ни звучало, но это мы их вырастили, мы им дали всё, что могли!

И сейчас у нас вновь 170 детей, которым мы снова и снова отдаём наши силы, чтобы потом они радовали зрителей.

Инга КОЛТАШОВА
"Красноярский рабочий", 4.04.2018 г.