Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

27.10.2001

Философия музыки

Завтра гала-концертом участников на сцене Красноярского оперного театра завершает работу VII Международный фестиваль мастеров оперного искусства им. П. И. Словцова. Наш корреспондент беседует с главным дирижером театра оперы и балета, музыкальным руководителем фестиваля заслуженным артистом России Анатолием Петровичем ЧЕПУРНЫМ.

Анатолий Чепурной- Фестиваль имени Словцова открылся премьерой сценической версии драматической оратории французского композитора Артюра Онеггера "Жанна д'Арк на костре". Новаторская музыка композиторов ХХ века, которую, казалось бы, совсем недавно с трудом воспринимали современники, стала классикой, как и оперные шедевры ХVII-ХIХ веков. А жанр оратории для зрителя ХХI века даже более актуален, чем классическая опера.

- Идея постановки сценической версии драматической оратории "Жанна д'Арк на костре" стала продолжением творческих поисков театра воплощения на сцене жанра оратории. Первым опытом, как вы помните, был "Иван Грозный" Прокофьева, который имел на нашей сцене непродолжительную жизнь. Уникальной оказалась постановка кантаты "Кармина Бурана" немецкого композитора Карла Орфа. Она востребована публикой, отмечена специальным дипломом национального театрального фестиваля "Золотая маска".

Оратория "Жанна д'Арк на костре" была написана перед началом второй мировой войны и посвящена великой балерине Иде Рубинштейн. Премьера прошла в концертном исполнении. Ида Рубинштейн исполнила драматическую роль Жанны. Наш театр первым осуществил сценическую постановку произведения, в котором, на мой взгляд, заложено немало актуальных для современного человека тем.

- В чем заключается актуальность постановки для вас как музыканта?

- В первую очередь в ясности формы произведения, колоссальной логике музыкальной мысли, высокой теме сочинения и своеобразном синтезе театра музыкального и драматического, в самом жанре мистерии, в рамках которого нужно донести до зрителя своеобразный текст либретто по поэме Поля Клоделя. Наряду с солистами оперы, хором, воспитанниками детской оперной студии две главные роли в оратории исполняют ведущие актеры краевого драматического театра им. А. С. Пушкина заслуженная артистка России Галина Саламатова и Сергей Селеменев. Для нашего театра это новаторский прием. Хочется верить, что "Жанна д'Арк", как и "Кармина Бурана", найдет своего зрителя, будет проходить с аншлагом.

- Фестивали, которые проводит оперный театр, давно уже стали событием не только в музыкальной жизни города, но и России. Вспоминаю, как в лютые морозы, которые сковали Красноярск, фестиваль музыки Верди каждый вечер собирал полные залы. Отважились приехать в Сибирь известные солисты столичных театров. Спектакли и концерты фестиваля имени нашего земляка, выдающегося тенора Петра Словцова тоже прошли с аншлагом. Для чего нужно проводить такие фестивали и кому они более нужны - зрителям или артистам?

- Фестивали - хорошая возможность познакомиться и публике, и музыкантам с новыми солистами, дирижерами, различными оперными сценами. В этом году в фестивале имени Словцова впервые принимали участие такие прекрасные певцы, как солист Пражской оперы Владимир Белов (тенор), одна из лучших солисток Мариинского театра Айталина Адамова, обладающая удивительным по тембру меццо-сопрано, баритон Николай Копылов и сопрано Елена Морозова - солисты Малого театра им. Мусоргского (Санкт-Петербург), певцы из Южной Кореи, Монголии. Одна из них, солистка Улан-Баторской оперы Долгорма (меццо-сопрано) в течение трех месяцев будет проходить стажировку в нашем театре, в частности, работать над партией Азучены из оперы "Трубадур". Монгольские коллеги проявляют к нам большой интерес. Заинтересовались не только фестивалем имени Словцова, но и оперным фестивалем музыки Верди, который я намерен сделать традиционным, проводить ежегодно в рождественские праздники с участием российских, зарубежных солистов и дирижеров.

- Творческое сотрудничество с Азией и Востоком, насколько мне известно, является двусторонним.

- В этом году солист оперной труппы театра народный артист России Владимир Ефимов и я побывали в Монголии, где принимали участие в международном фестивале "Улан-Баторская весна". В рамках фестиваля проводились мастер-классы. Также я провел мастер-класс с дирижерами и солистами-инструменталистами в Красноярске. В обозримом будущем подобные мастер-классы будут проводиться на базе Красноярского театра оперы и балета с участием профессорского состава Красноярской академии музыки и театра. Творческое сотрудничество с коллегами из Южной Кореи, Монголии, Китая для нас весьма познавательно. Азиатско-Тихоокеанский регион имеет колоссальные вокальные ресурсы. Корейские солисты, к примеру, поют в лучших оперных театрах Европы и Америки, а китайские дирижеры считаются дирижерами высокого уровня. Жаль, что канули в прошлое времена проведения в Красноярске фестиваля искусств стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Но думаю, наши оперные встречи не потеряют географию.

- Анатолий Петрович, вам принадлежит идея проведения в театре творческих вечеров "Маэстро приглашает". Концерты необычные. Реакция любителей оперного искусства на них была разная. Одни за месяц покупали билеты. Другие высказывали недоумение и даже недовольство тем, что главный дирижер театра Чепурной отходит от жанра, позволяет себе на концерте музыкальные шутки. Более того - приглашает на профессиональную сцену (как будто мало своих солистов) самородков из самодеятельности...

- Видимо, речь идет о самобытном певце из поселка Северо-Енисейского Василии Трифонове - уникальном человеке, обладающем неповторимым тенором. Концерты с его участием проходили с аншлагами. Зрители сидели на приставных стульях, на ступеньках. Что касается творческих вечеров "Маэстро приглашает", это одна из форм жанра, которая, видимо, незнакома оставшейся недовольной публике. Я был на концерте Марии Каллас в Большом театре, и нужно было видеть, что выдающаяся оперная певица, испанский дирижер и возглавляемый им оркестр Большого театра после окончания двух отделений вытворяли на "бис"! И зал воспринимал это нормально.

Творческие вечера "Маэстро приглашает" мы выстраиваем только на высокой музыке, хотя и стараемся каждый раз чем-то удивить, взбудоражить публику. Очередной концерт пройдет в начале ноября. Впервые на сцене оперного театра будет звучать джаз. Наряду с произведениями Эллингтона, Гершвина, Бернстайна, Уэбера прозвучат фрагменты из рок-оперы нашего земляка - композитора Валерия Бешевли. В концерте выступят ведущие солисты оперы и солистка Красноярской филармонии Вероника Махотина. Вместе с солистом-трубачом Петром Казимиром, Александром Авдеевым (тромбон) с оркестром выступит солист ансамбля "Яхонт" Андрей Иголкин (саксофон), а соло на фортепиано исполнит воспитанник красноярской музыкальной школы N 5 Володя Сараев - талантливый ученик известного в городе педагога, одного из основателей детско-юношеского фестиваля "Дети играют джаз" Татьяны Романовской. Уверяю, программа будет интересной и неожиданной.

- Лично вам какая польза от того, что открываете публике новые имена, такие, как Трифонов, Махотина, юный пианист Сараев?

- Любого талантливого человека люди должны видеть, слышать, знать. Встреча с талантливым человеком - для меня такой же праздник, как и для публики. Я с удовольствием слушаю Василия Трифонова, как простой слушатель. Как профессионал - мечтаю показать его в оперном спектакле. Разнообразие - необходимый элемент в любой работе, в том числе и музыканта. В следующей программе "Маэстро приглашает", как я планирую, выступят одаренные дети - лауреаты международных конкурсов. А в конце сезона на творческом вечере будут звучать неаполитанские и итальянские песни в исполнении теноров. О таком концерте мечтал давно.

Наталья САНГАДЖИЕВА
Фото Александра КУЗНЕЦОВА
"Красноярский рабочий", 27.10.2001 г.