Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

01.02.2010

Интервью с Михаилом Вишняком

В ноябре нынешнего года на сцене Красноярского театра оперы и балета после значительного перерыва состоялось возвращение одного из лучших спектаклей репертуара - оперы П.Чайковского "Пиковая дама". В заглавной партии публике был представлен солист Государственного Академического Мариинского театра, драматический тенор, уроженец красноярской земли Михаил Вишняк, с прошлого сезона получивший официальное приглашение работы в красноярском театре.

Михаил ВишнякНаша беседа с Михаилом Вишняком состоялась после его дебюта в партии Германа. О том, что такое музыкальный театр сегодня, об удивительной природе голоса, о стране и будущих поколениях мы вместе размышляем и задаем эти бесконечные вопросы.

- Михаил Валерьевич, расскажите, когда впервые поняли, что голос есть и он необычный, отличается от всех? Каков был Ваш путь в профессию?

- Голос - это средство. Не все, имеющие длинные пальцы, становятся пианистами или как высокие от природы люди идут в волейбол. Я с детства всегда был энергичным ребенком, пока это не приобрело какую-то форму - занимался спортом в детских командах по волейболу, футболу, хоккею. Это как-то организовало мою природу - меньше оставалось времени на шалости, я стал учиться в школе лучше. В третьем классе пришел баянист из Дворца пионеров и записал меня в хор. Но, к сожалению, это было на уровне общего образования, ведь не хватало музыкальных знаний, по-настоящему серьезных занятий. Я пел по нотам, которые не понимал, подхватывал "на лету", по слуху - и такое исполнение мне вскоре стало неинтересным. "Заболел" я пением в один момент - когда услышал по радио известного итальянского певца Марио дель Монако. И что-то вдруг совпало - в душе, в сердце моем откликнулось : Тогда даже не знал ни имени певца, но понял, что именно таким голосом - драматическим тенором - я буду петь. Почувствовал неистощимую жажду к этому делу, испытав сильное эмоциональное потрясение.

- Легко ли давалось постижение вокальных премудростей?

- Для певца - обрести педагога это очень важно и хорошо, чтобы такое событие состоялось на первом этапе, с самой первой ступеньки обучения. Это настолько индивидуальная профессия, в которой важно не научить подражать кому-то, а выявить твою природу. Самое главное - дать ремесло владения голосом, знать свои лучшие и слабые стороны. Мне повезло с педагогом в Киевской консерватории, который практически за полгода дал всю вокальную технологию. Это был профессор, народный артист Курин Виктор Николаевич. Мои желания, чаяния совпали с тем, что предлагал педагог. И это важно, потому как мне пришлось до консерватории учиться в училище, отслужить в армии. Не всегда, к сожалению, вокалисту приходит учитель, знающий что делать с голосом. Многие слышат, а дыхание, технологию ведения звука не делают. Был один интересный случай из моего студенчества - выпускник класса Курина, мой сокурсник уехав в Италию, после дебютного спектакля произвел потрясающее впечатление и принимал восторженные отклики и похвалу. Итальянцы спрашивали его: "Где же Вы так научились петь? Кто ваш педагог? У вас же итальянская школа, которую мы потеряли!" Традиции преподавания на Украине сохранились и сегодня, сама фонетика украинского языка, его певучесть, обилие гласных очень близка итальянскому языку. Наверное, в этом есть какой-то секрет...

- Сегодня может ли тенор стать центром, храмом, в котором можно обрести веру и надежду?

- Театр - это одна из форм искусства, способных "отвлечь" человека от реальной жизни, может быть с точки зрения христианства и веры это не лучшее место, где мы воспитываем человека. Духовность дают знание и служение вере. Конечно, в театре создается особая атмосфера спектакля. Главное, что люди, работающие в театре, могут дать многое через искусство - поднять какие-то вечные вопросы нравственной культуры, отношений между людьми. В театре даются христианские заповеди, может быть в другой форме, более привлекательной и доступной многим. Есть настоящее, там - свет, идите к нему. В большей степени театр был и остается развлечением, когда мы отдыхаем, не заняты каким-то физическим трудом. Если ранее театры уровня БДТ, Таганки, с их огромной энергетикой несли необыкновенную силу возрождения России, то сегодня это редкость. Главное - это Артист, личность в театре, которая занимается профессией. Мое кредо артиста - для чего я выхожу на сцену - стараюсь работать "по Станиславскому", в предлагаемых обстоятельствах, чтобы проникнуть в сердце зрителя. Это не форма лицедейства, а общение и убеждение. Форма часто превалирует во многих театрах, московских, питерских, столичных - все крутится на этом. Никто никого не убеждает, будто театр - это безжизненное пространство. Такие театры мне напоминают компьютерные рисунки - оно вроде красиво, но не трогает...

- Вы много и успешно работали и работаете в лучших театрах России - Мариинском, Станиславского, Большом. Каковы эти театры с точки зрения особенностей подготовки спектаклей, репертуара, в целом атмосферы, которую вы почувствовали?

- С каждым годом в театрах утрачивается теплота человеческих отношений, атмосфера содружества артистов, работающих в одном коллективе, искренность и взаимовыручка. Я еще застал в Московском театре им.Станиславского и Немировича-Данченко в 1999 году те времена, когда солисты оперы и балета ощущали себя единой командой, отмечали праздники, юбилеи: Главное в любом театре всегда определяет Личность художественного руководителя, дирижера - не потому, что они ведут театр как понимают, но энергия и сила их убеждения дает вдохновение всей труппе. Для меня всегда есть такой пример - театр "Геликон-опера" Дмитрия Бертмана, где сам руководитель является аккумулятором творческого азарта, ведет за собой. Театр не существует отдельно от страны. Слава богу, что наступил кризис, который не дает "уйти в пропасть". Деньги в России легкие закончились, пора заниматься серьезными проектами.

- Среди ваших партий недавним дебютом отмечена роль Германа в "Пиковой даме" на сцене красноярского театра. Примите наши искренние поздравления и признание. Знаю, что к этой сложнейшей партии и в вокальном, и драматическом плане нужно "дорасти". Как это было у Вас?

- Я очень хорошо знал эту партию до премьеры в Красноярске, был большой опыт во многих театрах, с разными известными дирижерами и постановщиками. Дебют в этой партии состоялся в 2001 году на сцене театра им.Станиславского и Немировича -Данченко (в постановке Л. Михайлова). Мне всегда были интересны новые режиссерские проекты, когда меняется взгляд на "привычное" содержание. Не случайно, поэтому и в красноярской постановке "Пиковой дамы" появилась возможность раскрыть образ Германа с новой стороны, когда многие мизансцены были расширены, в них можно было выстраивать психологические мотивы и качества сложного образа Германа.

А любовь для Германа-Вишняка - это, возможно, соединение "невидимой связью" с человеком, который тебе близок. Любовь к Лизе у Германа - это, безусловно, страсть - что-то вошло в его душу не глядя, не спрашивая. Это сильнейшее смятение чувств! Но коварство окружения Германа все же оказалось сильнее - выстраивается один треугольник, затем - второй. Неясность положения Германа пугает и он начинает бороться с невероятной силой за единственный шанс изменить свою судьбу кардинально. Это - тот же Отелло, внутри которого спрятан ранимый ребенок: Мне в нашей постановке повезло с партнершей по сцене, исполнительницей роли Лизы. Светлана Левчук - хороший, теплый и отзывчивый партнер, настоящий профессионал, каждая сцена с ней - это настоящее действие и сердечность, которую я ценю высоко. Чайковский совершил в этой опере грандиозный прорыв в музыкальной драматургии - "Пиковая дама" вся держится на сквозном действии, где каждая сцена движет последущую и рвется к трагическому финалу.

- Что Вы пожелаете нашему театру, зрителю?

- Мои планы неотделимы от планов красноярского театра, в котором работаю. Будем ждать... Мы можем делать интересные спектакли, но главное - чтобы они были востребованы, хотелось их обсуждать, следить за развитием труппы, репертуаром. Меня беспокоит молодое поколение - что сейчас они захотят, где и как будут воспитывать своих детей. Россия испытывает сейчас колоссальные трансформации - у нас было сложное прошлое, непонятно какое будущее и совершенно неустойчивое настоящее. Желаю, чтобы каждый русский человек вернулся к традициям столетнего прошлого - к труду, семейным ценностям, к духовной вере. Такое наследие нам сейчас необходимо. Истинный зритель растет в семье, в храме - с воспитанием, верой и любовью. Или в государстве, которое создает такую политику, что театр становится центром художественной культуры.

"Имена и Лица", 01.02.2010 г.