Отключить

Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

09.12.2014

Красноярский государственный театр оперы и балета в лицах

Интервью с ведущей арфисткой театра

Арфа – это один из самых древних музыкальных инструментов. Внешней красотой он превосходит остальные инструменты оркестра. Своими нежными гармоничными звуками арфа привлекает внимание слушателей. Без нее немыслим симфонический оркестр. В нашем городе,в оркестре КГТОиБ, уже 36 лет работает уникальная арфистка Ольга Николаевна Морозова. Все партии она исполняет с большим чувством и отличной техникой. Сейчас оркестр КГТОиБ вместе с балетной труппой готовится к гастролям по городам Англии. Мы встретились с ведущим концертмейстером группы арф, Ольгой Николаевной Морозовой.

Ольга Николаевна Морозова– Расскажите, пожалуйста, о своем любимом музыкальном инструменте.

– Арфа – инструмент с богатой историей. Ее слушали еще в Древней Греции. Если ближе к нашему времени, то в дворянских семьях России считалось обязательным обучать девушек игре на арфе. Во всех дворянских семьях, даже в императорской, умели играть на ней и устраивали вечера арфовой музыки. У арфы нотный стан, как у фортепиано. Поэтому инструмент может как солировать, так и быть частью ансамбля. Звук арфы – самый благозвучный. Композиторы выбирают ее для воплощения своих самых фантастических замыслов.

– Вы окончили Одесскую консерваторию им. А.В. Неждановой, работали в симфоническом оркестре театра оперы и балета в Одессе. Как вы решились принять приглашение театра, который только построили?

– Работать в старинном одесском театре, безусловно, очень престижно. Это второй по красоте театр в мире. Даже Большой театр уступит богатством внутренней отделки одесскому. Может быть, я и осталась бы там работать. В Красноярск меня пригласил дирижер Игорь Шаврук. Он тогда собирал оркестр для театра по всему Советкому Союзу. Мне показалось это интересным в плане творчества. Ведь молодому театру надо привлекать зрителя репертуаром. Была возможность исполнять мои любимые классические произведения. С самого основания театра я играю в оркестре. Поэтому у меня в репертуаре все оперы и балеты, в которых звучит арфа. По-моему, для человека, преданного творческой профессии, – это счастье. Красноярский театр мне дал возможность творческой самореализации, а я сделала все, что от меня зависело, чтобы арфовая музыка звучала как можно чаще. В 90-е годы принимала участие в вечерах романсов театра. Часть романсов исполнялась под арфу. Создавала дуэты и квартеты для вечером камерной музыки. Всегда откликаюсь на приглашение устроить арфовый концерт в музеях и библиотеках. Слушатели с удовольствием посещают такие концерты. Раньше я еще играла в оркестре Музыкального театра. Ведь композиторы классических оперетт ярко использовали арфу. Теперь арфу заменяет фортепиано в Музыкальном театре.

– В каких балетах можно послушать арфу и оценить мастерство исполнителя?

– Это все балеты П.И. Чайковского. В «Лебедином озере» Одетта встречает Принца под музыку арфы, потом вступает скрипка. В конце балета после того, как все страсти стихли, восходит заря и звучит арфа в финале. Недавно у меня была премьера – новая постановка «Лебединого озера». Приятно отметить, что соло арфы не осталось незамеченным. Мою игру оценили специалисты. Сольные номера арфы есть в балетах «Щелкунчик», «Спящая красавица». Мне очень нравятся балеты «Корсар» (А. Адан), «Бахчисарайский фонтан» (Б. Асафьев). Но они редко исполняются на сцене полностью. В основном, фрагменты балетов в концертах показываются как отдельные номера.

– Сейчас арфа – популярный музыкальный инструмент? Или к ней относятся как к старинному инструменту?

– Интерес к арфе не пропадал никогда. А сейчас он еще и усилился. Во всем мире проводят фестивали арфовой музыки. У нас в стране пока только в Москве и Петербурге есть фестивали, конкурсы арфистов. Популярна арфа и у композиторов. Есть современные сочинения. Слушатели сейчас как никогда нуждаются в гармоничном звучании арфы. Человека весь день сопровождают звуки технического происхождения. Вечер арфовой музыки – это прекрасный отдых. До революции арфа звучала в гостиных наравне с фортепиано. Сейчас я занимаюсь еще и педагогической деятельностью. Все арфистки в городе – мои ученицы. Профессиональными арфистками становятся единицы. Но ведь многие приходят учиться без цели играть в оркестре. Следовательно, у девушек есть потребность исполнять прекрасную музыку. И это тоже свидетельствует об интересе к арфе.

– В нашем городе есть арфовые концерты?

– У нас есть такая традиция. Поклонники арфы каждый год весной могут послушать наш концерт в Малом зале Академии музыки и театра. Во время гастролей по городам Англии мы репетируем в свободное время с коллегами по оркестру новые концертные номера для наших постоянных слушателей. В апреле хотим сыграть Сен-Санса, Дебюсси. Я стараюсь исполнять известные и не очень популярные, но красивые произведения. Часто слушатели, посетив один концерт, становятся поклонниками арфовой музыки. Поэтому я всегда забочусь том, чтобы все получили незабываемые впечатления от нашего ежегодного арфового концерта.

Анна БУЛАВЧУК
Yarsk.ru, 9 декабря 2014 г.