Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

31.05.2013

Красноярский тенор Андрей Колобов о репертуаре, поклонниках и о себе

В январе 35-го юбилейного сезона в Красноярском театре оперы и балета состоялся дебют тенора Андрея Колобова в партии Индийского гостя (Н. Римский-Корсаков «Садко»). Далее последовало участие в болгарской постановке «Риголетто» Дж. Верди, перенесенной на красноярскую сцену. Сейчас Андрей репетирует две партии к премьере оперы «Князь Игорь» А. Бородина.

Андрей КолобовМы попросили рассказать о готовящейся постановке, возможностях и перспективах для недавних выпускников Академии музыки и театра в Красноярском театре оперы и балета.

Андрей приехал из Ангарска поступать на театральный факультет Красноярской Академии музыки и театра. Однако в ходе вступительных испытаний педагоги посоветовали Андрею развивать вокальные способности.

– Ария Индийского гостя по праву считается коронным номером репертуара отечественных теноров... И вдруг дебют в партии Индийского гостя! Расскажите, пожалуйста, о таком ярком начале работы на сцене.

– Мне всегда нравилось петь, мечтал стать оперным певцом с самого детства. При чем еще в детстве я понял, что отличаю хорошее академическое исполнение от популярного эстрадного. Слушал по телевизору концерты оперной музыки. И тогда понял, что можно учиться путем копирования, петь, как Николай Басков. В те годы Николай Басков еще мог привлекать внимание к искусству оперы, популяризировал знаменитые арии, итальянские песни. В Ангарске я пел в детском коллективе, учился игре на баяне и аккордеоне. Так и не закончил музыкальную школу. Не хватило собранности, дисциплины. Единственное – я никогда не бросал петь. В Красноярск приехал поступать с «багажом» драматического актера, а не оперного певца. Но хорошо, что педагоги направили меня на подкурс Академии музыки и театра. Там можно изучить то, что изучают в музыкальных школах, только сдать экстерном. Во время обучения я прошел хорошую практику в ансамбле солистов «Тебе поемъ». Что касается дебюта в театре, то я готовил партию Лыкова из оперы «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова. Это показательная партия для начинающих теноров. Но по техническим причинам в этом сезоне так и не спел Лыкова. Получилось, что мой первый выход на сцену был в партии Индийского гостя. Это событие для любого тенора, тем более начинающего.

– Вы сейчас репетируете сразу две партии в готовящейся премьере «Князь Игорь» А. Бородина. А с чем связано то, что один солист готовит несколько партий?

– Прежде всего, связано, наверное, с количеством солистов определенной категории голоса. Нет иногда двух составов на все партии.

Мы разучиваем все партии для нашего голоса к премьере. В ходе репетиций оказывается, что какая-то партия нам больше подходит, какая-то совсем не подходит. Мы начинаем совершенствовать исполнение наиболее походящей партии. Александр Бородин создал для теноров три заметные партии в опере «Князь Игорь». Казалось бы, опера на основе эпического произведения. А теноры традиционно ассоциируются с любовной темой. В опере «Князь Игорь» тенорам есть возможность проявить вокальное и актерское мастерство. Забавный персонаж – не желающий воевать скоморох Ерошка. С ним в опере связано комическое. Я репетирую партию Овлура. Это восточный колоритный персонаж. Сюжетно важный. Для него написана красивая ария с восточными мотивами музыки. Поскольку Овлура нельзя назвать главным действующим лицом, и историческим персонажем он не является, я попытался представить себе жизнь своего героя, крещеного половчанина. Думаю, Овлур помогает Князю Игорю бежать из плена, потому что они ведь христиане оба. Для средневекового человека религия была важнее, чем формальное подчинение какому-то правителю.

– Вы будете так же исполнять партию Владимира Игоревича. Это уже одна из знаменитых партий для теноров в русском оперном репертуаре. Расскажите, пожалуйста, о ней подробнее.

– Партия Владимира Игоревича связана с любовной линией в опере. Красивейшая партия! Жаль, что в некоторых постановках ее сокращают. В нашей постановке наоборот как бы восстанавливается за счет мизансцен история отношений Владимира и Кончаковны.

Каватина Владимира Игоревича – это очень красивый сольный номер. Часто исполняется как концертный. По-моему, лучше послушать эту каватину! О ней трудно рассказывать. Хочется спеть ее, чтобы все влюбились в это произведение, влюбились в оперу «Князь Игорь», в музыку Бородина! Мне кажется, что это одно из лучших произведений о любви в мировом оперном искусстве. Музыка прекрасно гармонирует с поэтическим текстом, в котором есть и пейзаж («медленно день угасал», «теплая южная ночь»), и любовные признания молодого князя. Интересно, что «влюбленные» персонажи русских и зарубежных опер в своих ариях пытаются поведать слушателю о своем внутреннем мире. Вспомните Ленского из оперы «Евгений Онегин», Альфреда из «Травиаты», того же Хозе из «Кармен»… Они как бы рассказывают о своих личных переживаниях. А Владимир Игоревич влюблен в жизнь и поет об этом. Пожалуй, мы можем представить себе даже пейзаж половецких степей, если послушаем каватину Владимира. В опере есть еще дуэт с Кончаковной. Этот фрагмент показывает, внутренние сомнения, переживания героя.

– Получается, в операх отечественных композиторов немало интересных произведений для теноров. Почему же традиционно творчество теноров ассоциируется с итальянской культурой?

– Самые знаменитые теноры, самые знаменитые авторы оперы – это итальянцы. А что касается, отечественной оперы, то это сравнительно молодое явление. Опера появилась в 16 веке примерно. А самобытная русская опера именно на русском языке – только в 19 веке. Зато сразу в виде шедевра, если можно так сказать. В области искусства есть немало стереотипов. Например, считается, что каждый тенор мечтает исполнить партию Герцога и Ленского. Но репертуар теноров не ограничивается несколькими известными партиями. Другое дело, что репертуар театров ограничен определенным набором популярной классики… Думаю, многие слушатели после премьеры «Князь Игорь» откроют для себя каватину Владимира Игоревича как произведение, которое, по крайней мере, не уступит по своей красоте знаменитым Итальянским песням. Я , например, хотел бы познакомить слушателей с Колыбельной Левко из оперы «Майская ночь», арией Лионеля из оперы «Марта» Фридриха фон Флотова (немецкого композитора романтика).

– Если оперу трудно поставить, то почему бы не устраивать концерты, напоминающие знаменитые программы «Три тенора»? В городе немало подходящих концертных залов. И слушателей привлекает репертуар теноров.

– По поводу концертов «Трех теноров» можно задуматься. Мы в театре иногда исполняем «Скажите, девушки, подружке вашей» в традициях европейских концертов трех теноров. У нас есть и свои проекты в области концертных программ. Например, ансамбль солистов «Тебе поемъ» представил слушателям композицию на тему произведений Гоголя. Это и напоминание о творчестве великого писателя, и очень красивые музыкальные произведения.

Андрей Колобов– А Вы задумываетесь о поклонниках искусства оперы?

– Я всегда думаю о том, кто же слушает оперу. Приятно понимать, что в нашем городе есть слушатели оперы , представители разных поколений. Все более или менее понятно с представителями старшего поколения. Это культурные, образованные люди, они посещают театр, обсуждают постановки. А вот по поводу молодых слушателей, я думаю, им могли посоветовать послушать оперу настоящие поклонники театра. А ведь есть молодые люди, которым нравится именно классическая музыки. Нравилась же она мне с самого детства!

– В то время, когда Вы ухаживали за своей женой, Вы не исполняли что-нибудь из репертуара теноров? Может, это и в наше время самый лучший способ произвести впечатление на девушку?

– Моя жена тоже музыкант. Она работает в оркестре народных инструментов. Не сразу она узнала, что я вокалист. Но, думаю, любому человеку приятно, когда в его честь исполняется произведение. И вот во время одной из наших прогулок на природе я решил спеть. Помню, что листья словно сами шептали слова песни. И я, как современный Владимир Игоревич из оперы, спел что-то очень красивое, чтобы рассказать, как я счастлив. Подумал, что это будет самое незабываемое впечатление…

Теперь жена и маленькая дочка слушают дома, как я репетирую партии, готовлюсь к премьере. А поскольку тенору, как и любому исполнителю, нужны поклонники, мои жена и дочка являются первыми из них.

Yarsk.ru, 31 мая 2013 г.