Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

30.09.2010

Музыка способна существовать самостоятельно

12 октября в Красноярском Малом концертном зале состоится премьера оперы Руджеро Леонкавалло "Паяцы". О предстоящем спектакле мы разговариваем с дирижёром Красноярского театра оперы и балета Александром Косинским, осуществившим постановку "Паяцев" в концертном исполнении.

"Паяцы"– Александр Хрисанфович, чем был обусловлен выбор именно этой оперы? Помнится, попытка исполнить её уже предпринималась?

– Действительно, концертное исполнение оперы "Паяцы" мы пытались осуществить несколько лет назад. Мою идею поддержал тогдашний директор театра оперы и балета Александр Шендрик. Прошло несколько репетиций, но затем сменилось руководство, а вместе с ним и планы театра: предстояли гастроли оперной труппы в Великобритании, да и драматического тенора, который мог бы достойно исполнить партию Канио, в театре не оказалось. Однако с приходом Михаила Вишняка появилась возможность осуществления этой идеи.

– Мне кажется, театр давно не прибегал к такой форме, как концертное исполнение?

– Такое бывает очень редко. В последний раз много лет назад мы исполняли "Царскую невесту", хотя концертное исполнение имеет много достоинств и активно практикуется в крупных театрах и симфонических коллективах. Артисты часто забывают, что опера – прежде всего произведение музыкальное, что музыка в опере абсолютно самоценна, что только музыка оперного спектакля способна существовать самостоятельно в качестве полноценного произведения искусства. Всё остальное – мизансцены, декорации, костюмы, свет, безусловно, очень важны, но всё же вторичны и должны быть продолжением музыки, её воплощением или своеобразной материализацией. При этом речь вовсе не идёт об иллюстрации того, что звучит в партитуре.

Пытаясь "осовременить" спектакль, вынося на сцену "своё, давно наболевшее" или "провоцируя" публику режиссёрскими выходками, постановщики нередко используют музыку как материал для самовыражения или как способ обратить на себя внимание, и при этом навязывают артистам чуждое музыке сценическое существование. Таким образом, они в угоду "своему сиюминутному" жертвуют тем вечным и всегда современным, что заложено в партитуре и ради чего зритель приходит в театр. Не только режиссёры, но и сами исполнители часто забывают, что человеческий голос – самый выразительный и понятный всем музыкальный инструмент, а современный симфонический оркестр – одно из лучших изобретений человечества и что жертвовать этим нельзя ни при каких обстоятельствах. Именно концертное исполнение предоставляет нам возможность вернуться к этим изначальным понятиям.

– Но ваше исполнение будет не в чисто концертном варианте?

– Концертное исполнение – тоже театр, но прежде всего театр ярких, захватывающих эмоций, возможность более тесного, доверительного общения с публикой, возможность донести более тонкие душевные состояния, нюансы. К тому же в нашем исполнении есть элементы театрального действия, которое тонко и с умением осуществила солистка нашего театра, исполнительница партии Недды народная артистка РФ Лариса Марзоева.

– Чем лично вас привлекла эта опера?

– Прежде всего потрясающей музыкой, необыкновенно искренней и яркой, а также наличием соответствующего состава солистов, с которыми можно осуществить задуманное.

– Кто из солистов занят в этой опере?

- В первом исполнении были заняты Михаил Вишняк (Канио), Светлана Рацлаф-Левчук (Недда), заслуженный артист России Герман Ефремов (Тонио), Олег Алексеев (Сильвио), Евгений Балданов (Беппо), однако состав, который выйдёт на сцену 12 октября, пока держится в секрете.

– Вы уже где-то показывали эту оперу?

– В конце прошлого сезона мы сыграли в Железногорске, где нас очень тепло принимали и просили привезти ещё раз. 12 октября мы представим её публике на сцене Малого концертного зала филармонии, а 29 октября покажем в Дивногорске. В наших планах исполнить её после завершения ремонта на сцене театра, возможно, в несколько изменённой версии. В постановке заняты ведущие солисты, хорошо известные любителям оперы. Работа каждого из них интересна и открывает в каждом какую-либо новую творческую грань. Надеюсь, наша версия концертного исполнения не оставит публику равнодушной.

Сергей ЕГОРОВ
"Красноярский рабочий", 30.09.2010 г.