Отключить

Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

10.10.2008

Она не терпит фальши ни в пении, ни в жизни

Мы встретились с Екатериной Константиновной Иофель накануне её юбилейного вечера.

Екатерина ИофельЗа тридцать лет педагогической деятельности на кафедре сольного пения и оперной подготовки Красноярской академии музыки и театра она выпестовала около сотни первоклассных певцов, многие из них стали лауреатами международных конкурсов, имеют звания народных и заслуженных артистов. Самый прославленный её ученик, знаменитый баритон Дмитрий Хворостовский однажды заметил: "Если говорить о существовании в Красноярске вокальной школы, то школа Иофель – да, существует!"

Выдающийся педагог с мировой известностью, профессор, заслуженный деятель искусств России, она не сразу стала гроссмейстером вокальной педагогики. Этому предшествовали годы учёбы в пединституте и музыкальном училище, где в равной степени развились оба её таланта – вокальный и педагогический. Молодая Екатерина Иофель пела ведущие партии в Новосибирском и Ташкентском оперных театрах, работала в Кисловодской филармонии, в Сочинском музыкальном театре, в Горьковской консерватории. После окончания аспирантуры в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных она долгое время возглавляла в Горьковской консерватории кафедру сольного пения и оперной подготовки, а в 1978 году была приглашена в Красноярск, чтобы возглавить такую же кафедру в открывшемся здесь институте искусств, именуемом ныне Академией музыки и театра.

Последний раз мы встречались с Екатериной Константиновной пять лет назад, тоже накануне её юбилея. И поэтому нынешнюю беседу начали с разговора о том, чем знаменательна была для неё эта "пятилетка". Впрочем, лучше всяких слов о творческих достижениях моей собеседницы говорили такие зримые свидетельства её успехов, как золотая медаль лауреата премии Фонда имени Ирины Архиповой ("за выдающийся педагогический вклад в дело воспитания нескольких поколений талантливых молодых вокалистов"), сертификат о присуждении гранта губернатора Красноярского края ("за личный вклад в развитие культуры края") и полученная совсем недавно, в апреле этого года, почётная грамота от главы города ("за высокие профессиональные достижения, заслуги в развитии образования, культуры и искусства в городе Красноярске и в связи с 30-летием со дня основания Академии музыки и театра").

Но главное, чем гордится Екатерина Константиновна, это не полученные ею награды, а успехи её учеников.

– Мне не стыдно за всех моих выпускников, – говорит она. – Вот, например, в прошлом году окончил академию Дмитрий Рябцев – и его пригласили на работу в Красноярский оперный театр. Ещё могу назвать одну супружескую пару – Роман Черноус, выпускник позапрошлого года, приглашённый работать в Барнаульский музыкальный театр, а в прошлом году академию окончила его жена – Александра Карпова, которая тоже приглашена в Барнаул. У них были и другие приглашения, но они выбрали Барнаул, родной город Саши, где живут её родители. За это же время моя ученица Анастасия Лепёшкина стала лауреатом первой премии международного конкурса...

– Кстати, она ведь изменила фамилию и стала теперь Лепешинской - как это произошло?

– Когда она получала в Москве эту премию, то председатель назвал её по ошибке Лепешинской (вероятно, из-за того, что так звали знаменитую балерину). И когда Анастасия вернулась в Красноярск, то взяла себе этот псевдоним. Сейчас она работает в нашем оперном театре и, кстати, будет участвовать в моём юбилейном концерте. Ещё одна моя выпускница, Елена Семикова, окончила у меня аспирантуру, сейчас работает в Краснодаре, очень много поёт за рубежом, она тоже приедет на мой юбилейный концерт.

Сейчас у меня в классе учится шесть студентов последнего курса, на третьем курсе двое студентов, на втором тоже двое и на первом один.

– Кто ещё из ваших учеников примет участие в юбилейном концерте?

– Должен приехать народный артист России Пётр Заломнов, ещё два моих ученика, ведущие солисты театра "Новая опера" в Москве – это тенор Александр Богданов и бас Владимир Кудашев, затем Елена Семикова – сопрано из Краснодара, Олег Алексеев из нашего оперного театра и уже названная мною Анастасия Лепёшкина, ныне Лепешинская. Петь все они будут не под рояль, а под оркестр оперного театра и оркестр народных инструментов академии. Примут в концерте участие и другие наши творческие коллективы.

– Не приедет ли Дмитрий Хворостовский?

– Дима мне звонил, но у него всё запланировано и расписано на годы вперёд, так что он приехать не сможет, но обязательно пришлёт поздравление. А вообще он мне очень часто звонит, делится новостями. У него недавно родилась дочь Нина от второй жены, так что теперь у Хворостовского четверо детей. Родители его переехали в Москву. Дима очень тоскует по Красноярску и очень хотел бы сюда приехать.

– Помнится, прошлый ваш юбилейный вечер спонсировал Анатолий Быков...

– Он и в этот раз является моим спонсором. Анатолий Петрович сделал евроремонт у нас в классе, часто приезжает ко мне на занятия, очень интересуется моими делами.

– Есть ли среди сотрудников кафедры ваши ученики?

– Да, конечно. Это прежде всего профессор, заслуженная артистка России Наталья Алексеева и доцент Людмила Попова, тоже заслуженная артистка. В академию также приглашён работать мой выпускник, солист Красноярского оперного театра Олег Алексеев. Так что продолжение следует...

– А теперь отвлечёмся от юбилейной темы. Как вы относитесь к попыткам модернизации оперной классики на сценах театров? Например, к недавней премьере "Евгения Онегина" в Большом театре, где постановщик слишком уж вольно обошёлся и с пушкинским первоисточником, и с либретто, да и с музыкой Чайковского...

– Да, я слышала и читала об этом. Считаю, что это – полное уничтожение и Чайковского, и Пушкина. Стоит ли удивляться, что многие нынешние студенты ничего не читают, никого не знают даже из классиков. Культура падает не только в театрах, но и в школах, выпускники которых не знают ни Пушкина, ни Есенина. Они приходят к нам совсем неграмотными! Вот мне и приходится их не только учить петь, но обучать ещё и элементарной грамотности.

Поэтому на занятиях я часто читаю своим студентам наизусть стихи, говорю им, что, прежде чем петь, надо вникнуть в текст, научиться понимать хорошую литературу. Не зря же я в своё время окончила факультет русского языка и литературы!

Эдуард РУСАКОВ
"Красноярский рабочий", 10.10.2008 г.