Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

10.06.2019

Опера «Ермак»: история и современность

41-й сезон Красноярского театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского завершится мировой премьерой оперы Александра Чайковского «Ермак» 27, 28 и 29 июня. Чем интересен этот масштабный проект, рассказывает режиссер-постановщик – художественный руководитель Московского детского музыкального театра имени Наталии Сац, президент Ассоциации музыкальных театров России Георгий Исаакян.

Георгий Исаакян– Георгий Георгиевич, вы взялись за постановку оперы «Ермак». Какие факторы этому способствовали?

– В истории создания спектакля важно то, что это мировая премьера. Произведение написано по заказу театра, что на сегодняшний день большая редкость. Мы все время забываем, молясь бесконечно на классические произведения, что и они когда-то исполнялись впервые, причем не всегда успешно. Премьеры двух самых популярных в XXI веке опер – «Кармен» Бизе и «Травиаты» Верди – провалились в XIX веке. Бах и Моцарт, Чайковский и Мусоргский, Прокофьев и Шостакович писали по заказу. И сегодня, когда мы работаем с артистами над «Ермаком», исполняя оперу частями, сценами, а потом и действиями, я говорю коллегам: вы понимаете, что происходит? Вы только что исполнили этот музыкальный материал впервые в мире, он родился только сейчас и до этого момента не существовал.

– Насколько значимо то, что опера о сибирской истории ставится именно в сибирском театре, на берегу Енисея?

– Этот факт, на мой взгляд, добавляет спектаклю дополнительную смысловую нагрузку. Исполнение оперы в том месте, где происходили события сюжета, вообще редкость, не говоря уже о мировых премьерах. Для меня это всего лишь второй случай. И, кстати, он тоже связан с композитором Александром Чайковским, автором музыки к опере «Ермак». 10 лет назад Липецк заказал ему оперу «Сказание о граде Ельце и Тамерлане». Она замышлялась как грандиозный разовый и довольно дорогой проект: шикарный open air на красивейшем берегу реки в окружении великолепных старинных русских соборов. Выстроили огромные трибуны на 2,5 тысяч человек, пригласили 150 конных и пеших реконструкторов исторических битв в кольчугах, со старинным оружием… И что же? Вот уже 10 лет я каждый год езжу в Елец восстанавливать спектакль, за это время сменилось несколько составов исполнителей, и зрительский интерес к этому проекту не ослабевает. Уверен, таким же долгожителем станет и «Ермак» на берегу Енисея.

– Что явилось основным аргументом, когда вы принимали решение взяться за работу над сценическим воплощением оперы «Ермак»?

– Это многоплановость сюжета, которая открывает для режиссера интересные возможности, хотя и становится сложной задачей. Здесь переплетаются две линии, два времени – события времен Ивана Грозного и XIX век, когда Василий Суриков создавал свою картину, посвященную покорению Сибири Ермаком, его общественная жизнь и семейная драма. Возникает тройная историческая экспозиция: мы из 2019 года смотрим на время Сурикова, откуда он смотрит на время Ермака. Этот прием позволяет осознать взаимосвязи (история не так далека от нас, как кажется на первый взгляд!) и задуматься о роли искусства в истории. Не потому ли мы так хорошо знаем Ермака, одного из многих казачьих атаманов, что Суриков когда-то обратил на него свой взгляд художника и исследователя?

– На какую аудиторию, на ваш взгляд, рассчитан спектакль «Ермак», будет ли он интересен молодежной аудитории?

– Уверен, что это произведение будет интересно всем: для ценителей оперы это уникальное событие, первое в мире исполнение новой оперной партитуры; а новое поколение, возможно, откроет для себя сложную и интересную историю своего края. Подростки и молодежь зачастую плохо контактируют с неподвижным краеведческим музейным материалом. Иное дело театр, ведь его инструмент – живые люди. Человек несовершенен, но в этой сложности – человечность. Не надо вещать истины – надо задавать вопросы и пытаться вместе на них отвечать. И, возможно, как раз это заинтересует молодых. Авторы перелопатили огромное количество исторического и литературного материала и показали историю, которая по-прежнему является частью жизни города во всей ее сложности и неоднозначности. В сюжете есть неожиданные повороты, события показаны с точек зрения персонажей разных эпох, и эта сложность жизни любопытна для широкой аудитории, которая любит оперу, причем аудитории, я уверен, не только красноярской. Музыкальная история «Ермака» – из тех, что объединяют культурную общность под названием «жители России».

Елена БАРКОВА
«Реноме» №4, июнь 2019 года