Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

24.06.2015

«Оперные режиссёры должны любить оперу!»

В Красноярске прошёл III Международный конкурс вокалистов имени П.И. Словцова, выдающегося тенора, «сибирского соловья». Учредитель – Министерство культуры Красноярского края, соучредитель – Региональный общественный фонд Ирины Архиповой. Организатором конкурса стал Красноярский театр оперы и балета. Жюри возглавляли народный артист СССР Владислав Пьявко и итальянская оперная прима Фьоренца Кассотто.

Маквала КАСРАШВИЛИКонкурс в Красноярске – событие необычное. Здесь впервые в практике отечественных вокальных конкурсов произошло творческое объединение певцов и молодых оперных режиссёров: это 42 вокалиста и 7 режиссёров из России, Бельгии, Щвейцарии, Монголии, Китая, Киргизии, Узбекистана, Украины, Белоруссии и Казахстана. Об интересном событии «ЛГ» рассказала член конкурсного жюри народная артистка СССР Маквала КАСРАШВИЛИ.

– Это конкурс вокалистов и молодых начинающих режиссёров опер. Режиссёры-конкурсанты для первого тура отдельно готовили постановки оперных сцен с солистами Красноярского театра оперы и балета. Первый и второй туры у вокалистов проводились, как обычно. Третий тур происходил в сценическом решении. Буквально за полчаса оперные режиссёры осуществляли постановки оперных сцен с певцами-конкурсантами. Одновременно оценивались способности и тех, и других.

– Как формировалось жюри?

– В состав жюри вошли не только вокалисты и дирижёры, импресарио и директора агентств, там были также известные оперные режиссёры. И нам, певцам, тоже было предложено оценивать работу режиссёров. Это первый такой опыт, и мы считаем, что это очень полезно. Для начинающего оперного режиссёра необходимо хорошо знать музыку, музыкальную драматургию сочинения. Такое слияние вокалистов и оперных режиссёров на конкурсном пространстве встречается впервые, и мне кажется, что это хорошее начинание привлечёт внимание талантливой молодёжи к конкурсу Словцова.

– Это было сложным испытанием для вокалистов?

– Конечно, ведь на состязаниях они привыкли просто выходить на сцену, стоять у рояля и петь свою программу. Постановочный третий тур требовал мобилизации всех вокальных и артистических возможностей. Вокалисты должны были запомнить всё задуманное режиссёром и воплотить. И чтобы не было заметно, что этот замысел только что родился!

– Такой конкурс даёт большие возможности для проявления актёрского таланта?

– Здесь сразу видна «реакция» певца на режиссёрскую идею. С другой стороны, в музыкальной интонации вокального произведения уже всё заложено. Если певец музыкален, артистичен, он обязательно это прочувствует и сделает своим. Он всё сможет передать только пением. И, естественно, на конкурсах вокалистов сразу чувствуется, когда исполнитель имеет незаурядный актёрский дар – ведь он рассказывает «историю» романса или арии…

– Огромное количество вокальных конкурсов, телевизионных шоу на тему «голоса». Это правильно?

– Каждый конкурс, какое бы пространство он не охватывал – всероссийский или международный масштаб, – имеет свои положительные моменты. К примеру, есть Конкурс вокалистов имени Обуховой (я часто на нём бываю в Липецке). Туда приезжают совсем молодые, ещё не состоявшиеся певцы, студенты. Они пробуют показать себя, свой талант. Конкурс Образцовой накладывает большую ответственность, и туда приезжают уже «оперившиеся» певцы. Имя и история влияют на его уровень… Пусть будет много вокальных конкурсов, ведь каждый имеет какое-то своё значение для начинающего певца.

– Молодые режиссёры порадовали?

– Сказать, что кто-то поразил, не могу. Но интересные моменты режиссёрской работы были видны сразу. У многих было своё видение, своё понимание. Встречались и перегибы – очень сильные «отходы» от первоисточника, когда человек просто витает в своих фантазиях и делает из произведения что-то своё, абсолютно не имеющее отношение к оригиналу. В этом нет ничего хорошего.

– Вы консерватор?

– Нет! Я сама участвовала в постановке «Евгения Онегина» Чернякова. Обожаю этот спектакль. Люблю этого режиссёра. Когда сделано интересно и убедительно, я восхищаюсь работой. Но если имеется просто «претензия» на что-то новое и это не имеет абсолютно никакого отношения к данному произведению, – это плохо!

Есть какие-то рамки, через которые нельзя переходить, когда идёт иллюстрация слова… Был на конкурсе такой, мягко скажем, дурной пример: «Сцена письма» из оперы «Евгений Онегин». Были также интересные решения, которые дают надежду, что оперная режиссура в лице молодых будет развиваться и совершенствоваться. У нас ведь есть прекрасные режиссёры – Черняков, Бертман, также среди молодёжи – Бархатов…

– Имеет ли право оперный режиссёр вносить кардинальные изменения в развитие сюжета?

– Всегда нужно идти от музыки, музыкальной драматургии и замысла композитора. Возьмём, например, «Бориса» – мы же говорим: опера Мусоргского. Или оперное творение Прокофьева «Война и мир». Композитор создаёт шедевр, мы должны это понимать и принимать. Интонации героев, психология их отношений – всё это пропущено через себя и переработано в музыкальную драматургию композитором. Поэтому оперные режиссёры должны прежде всего любить оперу, иметь музыкальное образование и досконально знать музыку...

Всего лауреатами и дипломантами конкурса им. П.И. Словцова стали почти 30 участников и концертмейстеров. Обладателем Гран-при стал Михаил Пирогов (Улан-Удэ). I премию и звание лауреата завоевали Дарья Рябинко (Красноярск) и Вячеслав Васильев (Санкт-Петербург). II премию и Приз губернатора Красноярского края получили москвичка Ольга Бурмистрова и Александр Суханов из Ярославля; III премия и Приз главы города Красноярска достались Ольге Черемных (Красноярск). Приза зрительских симпатий удостоились Ксения Хованова (Екатеринбург) и Бямбажав Монголхуу (Монголия). Дипломами за режиссёрскую работу на конкурсе награждены Сергей Новиков (Россия), Павел Сорокин (Россия) и Екатерина Василева (Россия).

"Литературная газета" № 25-26, 24.06.2015 г.