Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

21.01.2024

Орфей и Эвридика глазами певцов

В состав исполнителей заглавных партий в грядущей премьере оперы К.В. Глюка «Орфей и Эвридика» вошли меццо-сопрано Виктория Кангина (Орфей) и сопрано Виктория Маслюкова (Эвридика). Певицы сейчас активно заняты работой над своими образами. Представляем вашему вниманию их размышления о героях оперы.

ВИКТОРИЯ КАНГИНА: «ИСКУШЕНИЕ ОКАЗАЛОСЬ НЕПРЕОДОЛИМЫМ»

Виктория Кангина– С музыкальной точки зрения у Глюка открывается большая перспектива украшения музыки такими мелодическими приемами как морденты, тремоло и каденции, что дает большой простор для творчества. Технически музыка XVIII века весьма многогранна, она требует от певца ровного звучания и мягкого дыхания, без лишнего вибрато в голосе. Мне эта партия интересна, в первую очередь, с музыкальной точки зрения: немногие театры включают такие произведения в свой репертуар.

Орфей в моем представлении – человек, не мыслящий своей жизни без любимой Эвридики. Он настолько храбр и влюблен, что осмеливается спуститься в мир мертвых, несмотря на все сложности. Боги испытывают героев на их доверие друг к другу: по сюжету, чтобы воскресить Эвридику, Орфей не должен оборачиваться на нее, смотреть ей в глаза и вообще проявлять какие-либо чувства в мире мертвых. Но борьба между эмоциями и рассудком заканчивается для него фиаско – влюбленный мужчина не смог устоять перед искушением, как это зачастую бывает. Мне кажется, такая история должна откликаться в каждом человеке, потому что мы постоянно оказываемся перед выбором: поддаться чувствам или довериться холодной логике? Древний миф об Орфее и Эвридике и сегодня дает нам повод пофилософствовать и задуматься о своей душе. Во все времена существовало множество соблазнов, они сильны по сей день. И только от выбора самого человека зависит то, что он получит завтра.

По моему типу голоса мне часто приходится исполнять мужские роли. Если, скажем, Басманов в «Опричнике» Чайковского – серьезный, хитрый, ищущий выгоду, Лель в «Снегурочке» Римского-Корсакова – молодой пастух, любящий внимание девушек, то Орфей у Глюка – преданный, безумно влюбленный мужчина.

ВИКТОРИЯ МАСЛЮКОВА: «ОТ ТЕНИ – К ЖИВОЙ ЖЕНЩИНЕ»

Виктория Маслюкова– Я никогда прежде не пела ничего из музыки Глюка, выход в партии Эвридики станет моим первым соприкосновением с творчеством этого композитора. Хотя произведения его современников мне приходилось исполнять – пела Розину в «Свадьбе Фигаро» Моцарта в студенческом спектакле, барочную музыку в недавнем концерте театра. Но в опере Моцарта сюжет комический, а у Глюка – глубокая драма.

Каждая роль, безусловно, дарит новый ценный опыт. Но этот материал мне особенно приятен тем, что в последнее время я исполняла преимущественно русскую музыку, а сейчас опять погружаюсь в итальянский язык – обожаю петь на нем. Пришлось также вспомнить, что такое речитативы, в нашем спектакле их предостаточно. Вообще, в музыке XVIII века, барокко и классицизме, свои стилевые отличия. Здесь множество речитативов, звуковедение и манера исполнения отличается от более поздней музыки, иная тембральная краска, чем у Пуччини, Верди или русских классиков. Владение речитативами – наша база, это входит в образовательную программу каждого певца. Но если у Моцарта они живые и динамичные, то у Глюка другая музыка – распевная, даже томная. Хотя сходство нотного материала у них все равно есть.

В раскрытии характера Эвридики мне сейчас даже не столь интересен итоговый образ моей героини, как то, как у меня получится воплотить ее в облике тени, призрака, как к этому прийти. Нужно будет показать перевоплощение Эвридики из тени в настоящую живую женщину, которой непонятно поведение Орфея, почему он на нее не смотрит? Она не знает, что это условие ее спасения из царства мертвых, и страдает от воображаемого невнимания возлюбленного. Очень интересно, как режиссер нашего спектакля Ирина Владимировна Лычагина поможет мне прийти к  этому результату.

Елена КОНОВАЛОВА
"Опера & Балет" №6, февраль 2024