Отключить

Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

15.04.2009

Русский балет потерял душу

— Балет становится похожим на спорт. Уходит из него то, за что всегда любили русский балет, — душа. К сожалению, в погоне за зрелищностью, цирковым налётом балет как драматическое искусство исчезает, — считает балерина, заслуженная артистка России, солистка Красноярского театра оперы и балета Наталья ХАКИМОВА.

Жёсткие диеты — выдумка

— НАТАЛЬЯ, балет завораживает зрителя пластикой, лёгкостью, отточенностью движений. Какой ценой даётся это искусство?

Отказываться приходилось от всего. Детства как такового не было. Играть во дворе не было возможности, всё время уходило на занятия в училище. У нас было ежедневно по девять уроков, плюс практика, репетиции, концерты.

— Считается, что балерины сидят на диетах ещё более строгих, чем манекенщицы…

— Жёсткие диеты балерин — выдумка. У нас очень большие нагрузки. Конечно, если есть лишние килограммы, то придётся сначала похудеть, а потом держать вес, который не должен превышать 50–52 кг. В обычной жизни девушки с таким весом считаются тощими, но на сцене балерины выглядят нормально. А вот из-за лишних килограммов могут отчислить из балетного училища. На моём курсе училась девочка, она считалась самой талантливой. Но из-за полноты вынуждена была перейти на отделение народных танцев, где нет строгих требований к формам. Сейчас она танцует в ансамбле танца Сибири.

— Балет — одно из немногих искусств, где есть возрастные ограничения. А что потом?

— Балет — искусство молодых. Мне 34, недавно родила первого ребёнка. Но для балета такой возраст — старость, я уже на пенсии. Обычно после ухода со сцены балерины остаются в театре в качестве педагогов. Кому-то приходится осваивать новые профессии. Я сейчас получаю высшее образование по специальности «Журналистика».

— Хотели бы, чтобы дочь стала артисткой балета?

— Нет. Это искусство красиво лишь внешне.

Балерина в ресторане — дурной тон

— КАК развивается балетное искусство в нашем городе? Когда у нас появится своя Майя Плисецкая?

— Красноярская школа балета никогда не славилась. И с годами становится всё слабее. Меняется психология учеников и учителей. Если раньше учитель мог подойти и шлёпнуть по той или иной мышце, чтобы ребёнок её лучше почувствовал, то сейчас это запрещено, в суд подадут за избиение. Появляется всё больше соблазнов: кино, рестораны, бары, так что дети занимаются балетом с меньшим желанием. Исчезает фанатизм в профессии. И самородков у нас не появляется.

— Русский балет считался красивейшим ещё в начале XX века. Как меняется современное балетное мастерство?

— Искусство, конечно, развивается. Если раньше прыгали на два метра, теперь — на шесть и дальше. Делают вращения не два тура вокруг себя, а пять-шесть. Балет становится всё больше похожим на спорт и уходит то, за что так любили русский балет, — душа. К сожалению, в погоне за зрелищностью, цирковым налётом балет как драматическое искусство исчезает.

— Приемлемо ли балерине танцевать в ночных клубах, ресторанах?

— У нас не считается хорошим тоном так разбазаривать себя. Если ночью артист работает в ресторане, то днём он ничего не сможешь сделать на репетиции. На самом деле очень мало тех, кто работает в ночных клубах.

Розы и больные поклонники

— ВЫ много гастролировали. Какие постановки любят смотреть за рубежом?

— Смотря где. Например, на Кипре сегодня никому не нужно «Лебединое озеро». В курортных городах любят современные балеты. А вот в Китае, на Филиппинах, Тайване, напротив, обожают классику.

— Какие отзывы зрителей вам запомнились?

— Запомнился один необычный подарок. В Англии на гастролях мы переезжали из одного города в другой. Так за мной через четыре города ехала посылка: она прибывает в гостиницу, а мы оттуда уже уехали. Всё-таки она меня настигла. Какая-то женщина посмотрела спектакль, а после передала подарок. Это была огромная коробка. Открываю её, а там шесть искусственных роз, очень красивых. Оказывается, в Англии принято дарить букеты из чётного числа цветов.

— А поклонники не преследовали?

— Самый настырный поклонник оказался мужчина из-под Иркутска. Он побывал в Красноярске на балете «Кармен», подошёл взять автограф. А потом стал писать письма, правда, на адрес театра, в которых утверждал, что он ко мне приедет и будет у меня жить. Свято верил, что я его жду и куплю ему билет до Красноярска. В письмах не скрывал, что он инвалид с психическими отклонениями.

ДОСЬЕ

Наталья ХАКИМОВА родилась в 1975 году в Красноярске. В 1990 году, будучи студенткой, стала выступать на сцене. В 1993 году с отличием окончила отделение классического танца Красноярского хореографического училища. С 1994 по 2000 гг. — исполнительница большинства главных партий Красноярского государственного театра оперы и балета. Принимала участие во всех зарубежных гастрольных поездках балетной труппы театра. Заслуженная артистка России.

Дарья ЗОЛОТУХИНА
"АиФ на Енисее" №16,15.04.09 г.