Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

10.01.2004

Шествие Елены Великой

Елена Великая – так по праву называют народную артистку России, обладательницу уникального меццо-сопрано Елену Образцову. Выдающийся режиссер Франко Дзеффирелли писал: "В моей жизни были три потрясения – Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова, которая в дни съемок фильма "Сельская честь" сотворила чудо". Недавно Елена Васильевна Образцова побывала в Красноярске. С певицей встретился наш корреспондент.

Елена Образцова– Елена Васильевна, вашим именем названа малая планета. Вы – лауреат различных премий, в том числе Ленинской и Государственной. Помогают ли эти регалии вам в современной жизни?

– Я была самая молодая в стране, кому присвоили звание Героя Социалистического Труда. Иду однажды по улице и встречаю Фаину Раневскую. Поздоровались, и она мне говорит: "Ну вот, Елена, мне так до Гертруды не дожить". (Смеется.) Только эта регалия и помогает. Благодаря ей я не плачу за квартиру, свет, газ.

Это преимущество – единственное, что я заработала в своей жизни. Все остальные награды в материальном отношении ничего не дают. Хотя я зарабатывала для страны многие тысячи долларов, а получала 215 рублей – это была самая высокая тарифная ставка в Большом театре. Несколько миллионов долларов привезла государству с гастролей, причем в буквальном смысле на себе. Мне выдавали громадные гонорары в посольстве и говорили: везите как хотите. Я в полуобморочном состоянии прятала эти деньги в укромные места. Потом в Москве перегружала все в сумку и везла в Госконцерт. Свято верила, что эти средства пойдут на бедных детей, на обустройство больниц. Радовалась, что Господь дал мне великое счастье – голос! Была счастлива, что не зарабатываю на пении, а просто отдаю людям душу, сердце, голос. Так всю жизнь и прожила с убеждением, что совершаю человеческий подвиг. Когда узнала, что наши тогдашние правители на эти деньги ездили охотиться на слонов, стало больно. Но в прошлое возврата нет.

– Вы, наверное, очень счастливый человек. Пели на одной сцене со многими выдающимися певцами, общались с легендарными личностями. Да и сами вы уже легенда.

– У меня широкий круг общения, постоянные гастроли, но по характеру я домоседка, люблю дом, уют. Мне кажется, что человек по-настоящему счастлив только тогда, когда его понимают и любят близкие люди. У меня замечательная дочь. У Елены (Макаровой. – Прим. авт.) очень красивое и подвижное меццо-сопрано. Она хорошо поет старинную музыку XVII века и музыку эпохи барокко. Она исполняет небольшие партии в операх и спектаклях, дает много концертов. Сейчас Лена живет в Испании, поет вместе с Манситой – дочкой Монтсеррат Кабалье. Их так и зовут – две дочки двух див.

Внук Саша у меня просто потрясающий! Сейчас ему 15 лет, он зовет меня бабушкой. Поначалу это было так непривычно! Я даже уговаривала его так меня не называть. Пригрозила, что в ответ буду звать его дедушкой. А теперь привыкла, и даже приятно. (Смеется.) Саша очень любит животных. У дочери – пять кошек, которых она буквально соскребла с мостовой, настолько они были искалеченные. Но всех вылечили, Саша даже хотел стать ветеринаром, но сейчас у него проявились большие способности к математике. Это – в деда, ведь мой первый муж был физиком-теоретиком. Когда они уехали в Испанию, очень переживала, что Сашка отстанет в учебе от своих российских сверстников, ведь в испанских школах многие предметы не преподают, в частности литературу. Но сейчас успокоилась. Саша, по крайней мере, знает английский, французский, каталонский, увлекается восточной борьбой – все это в жизни ему поможет.

– Известно, что вы тоже любите животных. Даже к нам в Сибирь на гастроли приехали с собачкой. Просто замечательный пудель!

– Это моя любимая девочка по имени Кармен. Я взяла ее два месяца назад, и все это время мы не расстаемся ни днем, ни ночью. Кармен хорошо переносит переезды. Мы с ней везде ходим – и в оперу, и в драматический театр, и на репетиции. Сначала это было хорошо и весело, но сейчас я страшно переживаю. Надо ехать в Японию, а там очень жесткие правила по ввозу животных. Не представляю даже, как Кармен переживет разлуку. Недавно в Москву приезжал Дзеффирелли, с которым я много работала. Договорились встретиться, мне показалось, что собака будет мешать. В итоге мне пришлось постоянно звонить домой, потому что все четыре часа, пока мы общались, Кармен беспрестанно выла.

– В Японию вы едете с гастролями?

– Это будет большое турне, и к тому же я уже 12 лет преподаю в токийской музыкальной академии "Мусашино".

– На каком языке?

– На японском, хотя нельзя сказать, что хорошо его знаю. В первый год преподавания выписала слова, которые были нужны для общения со студентами: "выше", "ниже", "диафрагма" и так далее. Теперь, когда читаю лекции на японском, имею перед аудиторией больший успех, нежели бы пела, - все потрясены, что я способна на подобное. (Смеется.)

– Поете на японском языке?

– Да, я исполняла очень известные японские песни, даже дуэты. Говорили, что очень хорошо. Честно говоря, я очень люблю Японию, ее народ. Мы, русские, работаем для того, чтобы жить, а японцы такие трудоголики, они живут для того, чтобы работать.

Мне очень нравится японская кухня. А природа! В этой стране потрясающие сады. Люблю осень в Японии – редко где еще увидишь такие необыкновенные краски. Такого нет даже в Америке, где осенью тоже очень красиво. Безумно люблю знаменитый вулкан Фудзияма. В этом году взобралась до середины вулкана и открыла для себя удивительный сад. Там растут деревья, искореженные ветрами. Сад состоит из серо-белых высохших стволов, которые будто кто-то специально обглодал. И все это – на фоне белоснежного кратера. Я написала в Японии стихи. Для того чтобы писать стихи, согласитесь, нужно иметь особое настроение – либо влюбиться, либо находиться в печали.

– Говорят, что в этой стране особенно потрясают контрасты между садами, золотыми рыбками и полетом технической мысли.

– Впервые я увидела Японию студенткой третьего курса, меня как раз тогда взяли в Большой театр. За сорок лет страна сделала огромный шаг вперед. В те годы для мужчин было нормой помочиться на улице в сточную канаву. Мы жили в гостинице, где не было стен, комнаты разделяли перегородки и малюсенькие ширмочки. По полу бегали огромные тараканы. На ночь работники гостиницы зажигали пахучую спираль. Наутро я просыпалась с головной болью, а тараканы чувствовали себя прекрасно. (Смеется.) Сейчас японцы создали многоярусные дороги, фешенебельные гостиницы, многое другое, о чем четыре десятка лет назад, казалось, и помышлять было нельзя.

– Помимо тура по Японии, какие у вас планы на этот год?

– В ближайшем будущем я должна спеть Джоконду в концертном исполнении на сцене "Карнеги-холла", а затем с Пласидо Доминго "Пиковую даму" в Мадриде. Затем мне предстоит выступить в Барселоне, где я исполню партию Шинкарки в "Борисе Годунове". Это первая версия оперы Мусоргского, в которой нет сцены у фонтана и Марины Мнишек. Шинкарка – единственная женская роль, и я ее придумала очень комично – буду толстая, смешная, с платком на голове, связанные узлом концы которого будут торчать, как уши у зайца. После работы с режиссером Романом Виктюком в драматическом спектакле "Антонио фон Эльба" особенно полюбила играть на сцене.

– Сотрудничество продолжается?

– Конечно, сейчас репетирую две пьесы. Одна будет называться "Венера в мехах" по Мазоху, где я играю женщину-садомазохистку. Другая пьеса под названием "Не стреляйте в маму" построена на дуэте двух матерей-подружек. Они боятся, что сыновья пойдут по плохому пути, попадут не в те руки. Каждая из них влюбляет в себя сына подруги.

– Не боитесь быть смешной?

– Человек тогда привлекательный, когда он разный. Иначе неинтересно жить. Однажды мне нужно было выступать с партнером, который в спектакле должен был носить меня на руках. Это был очень хорошенький, худенький мальчик, мне было его очень жаль, и я похудела на 28 килограммов. Костюмы, конечно, пришлось переделывать, зато сыграли мы с ним красиво, а главное – легко.

– Чего вы ожидаете от года Обезьяны?

– Я Рак по гороскопу, и обезьяны мне очень нравятся. Они добродушные животные. Думаю, год будет спокойный, веселый и смешной. Однажды встречала Новый год в Испании. Там все люди выходят на площадь, на которой запускается салют. Пока бьют часы, надо съесть 12 виноградин. Это очень смешное занятие – трудно так быстро их проглотить. Но все давятся, хохочут, стараются успеть, потому что существует примета – если справишься, будешь счастлив целый год. Но я считаю, хочешь быть счастливым – будь им. Читателям "Красноярского рабочего" желаю счастья и радости!

Наталья САНГАДЖИЕВА
"Красноярский рабочий", 10.01.2004 г.