Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

03.08.2005

Светлана Ефремова: "Я раньше научилась петь, чем говорить!.."

Всю свою жизнь она пропела и не собирается оставлять это приятное занятие, дарящее радость не только ей, но и людям. Её красивый и проникновенный голос, именуемый лирико-драматическим сопрано, хорошо знаком любителям оперной музыки. Моя сегодняшняя собеседница – известная оперная певица, заслуженная артистка России, солистка оперы Красноярского театра оперы и балета Светлана Никитична Ефремова, отметившая недавно свой юбилей.

Светлана ЕфремоваА встретились мы у неё дома, в жаркий летний полдень, за чашкой чая. Всё вокруг – и сувениры, привезённые из гастролей, и книги, и фотографии на стенах и за стёклами стеллажей – всё напоминало о музыке, о театре. Даже сиамская кошка, вальяжно развалившаяся на диване, лениво отзывалась на "оперную" кличку Тоска (ударение – на первом слоге).

Поздравив певицу со славным юбилеем, я поинтересовался, довольна ли она своей жизнью и может ли поделиться самым светлым воспоминанием?

– В принципе, я прожила счастливую жизнь, – после некоторого раздумья сказала Светлана Никитична. – А самое радостное воспоминание – это когда я родила сына... Не каждая певица может себе это позволить! Мне тогда было тридцать лет, я работала в Пермском театре. А сейчас наш Янек совсем взрослый, он профессиональный музыкант, скрипач.

– Семейные заботы не мешают карьере певицы?

– Это на пользу профессии! Например, такие партии, как мадам Баттерфляй в опере "Чио-Чио-Сан", я смогла наполнить человеческим содержанием. Помню, когда я пела в сцене прощания с сыном, я не могла сдержать рыданий. Это одна из моих любимых партий! Не случайно, наверное, именно за "Чио-Чио-Сан" в сезоне 1991-92 годов я была отмечена дипломом СТД – "за лучшую роль года". Меня тогда наградили поездкой по театрам России.

– Помните ли вы, в каком возрасте впервые начали петь?

– Мама рассказывала, что петь я начала раньше, чем говорить!.. (Смеётся). Это, конечно, от природы. У нас вся семья была музыкальная – и отец, и мать, и четыре сестры... все дома пели! Русская песня звучала всегда. Хотя родилась я в простой рабочей семье, в оленеводческом посёлке, на Ямале... на крайнем Севере! У нас там даже не было света и радио.

А первые мои гастроли были в четыре с половиной года – отец меня вёз на санях по Оби, к старшей сестре. И каждый раз, когда останавливались на полустанках, я пела (отец меня подначивал: "Ну, Светка, прогреми!"). И я пела – "Летят перелётные птицы", "Раз морозною зимой". А в качестве гонорара мне подарили беличью шапочку.

– Как же вы пробились в оперные певицы?

– Сперва закончила Салехардское педучилище, проработала учительницей три года на Севере. Потом – три  курса проучилась в Свердловском музыкальном училище, и тогда мой муж, Герман Тимофеевич Ефремов, настоял, чтобы я поступила в Свердловскую консерваторию имени Мусоргского. В качестве госэкзамена спела партию Татьяны в опере "Евгений Онегин" в Пермском театре, а потом меня пригласили там остаться. И мы проработали в Перми шесть лет, я там спела все ведущие партии моего голоса. А когда стал создаваться Красноярский театр, нас пригласил сюда главный режиссёр Максимилиан Высоцкий. И вот уже двадцать пятый сезон я здесь, в Красноярске.

– Помните своих педагогов, наставников?

– Помню даже школьную свою учительницу Наталью Ивановну Ного, которая у нас в поселковой школе вела вокальный кружок, руководила хором, играла на аккордеоне. А позднее, уже в Свердловске, мы были особенно близки с преподавателем вокала Ниной Ивановной Уткиной. Помню, если я была не в форме, она меня ласково спрашивала: "Светлашенька, может, ты плохо спала или не кушала? Дать тебе рубль? Когда поешь - веселей поётся!" Вот говорят, что бесплатно поют только птички... но даже птичка голодная петь не станет! (Смеётся).

Очень многому научила меня в консерватории Ольга Ивановна Егорова – профессор, завкафедрой сольного пения. Она сформировала меня как певицу, советовала всё время работать, учиться, читать. Работать приходится ведь не только в театре – и дома, и даже у плиты, когда готовлю. Мне помог, вероятно, и мой характер, закалённый на Севере, – в опере это очень пригодилось. Я всегда была человеком общественным, с лидерскими замашками. И свой партбилет не сожгла, как Ельцин!

– А в семье характер вам не мешает? Не возникает конкуренции в отношениях с мужем – он ведь тоже певец?

– Никогда! Мы поддерживаем, подсказываем, всегда ходим на спектакли друг друга. Сын даже шутит после спектаклей: "Ну теперь будете всю ночь обсуждать – получилось, не получилось..." Я так горда, что Герман сохранил в своём возрасте и свежесть голоса, и владение им, и так ярко каждый раз раскрывается.

А в труппе, в театре – случались, конечно, и ревность, и зависть. Бывало, злословили: "А, Ефремова – она поёт партийным билетом!" Но такие партии, как Тоска или Лиза в "Пиковой даме" – их партийным билетом не споёшь. Впрочем, сейчас у меня дружеские отношения со всеми артистами, со многими дружим семьями.

– Какие из спетых партий вам наиболее дороги?

– В первый же сезон, как я приехала в Красноярск, я спела четыре партии – Аиду, Тоску, Лизу в "Пиковой даме" и Наташу в "Русалке". Это очень сложные и интересные партии, сочетающие вокальные и актёрские нагрузки, с большой эмоциональной отдачей. Всё лучшее – спето. Хотя... мечтаю спеть партию Кумы в "Чародейке". Хорошо работалось с Чепурным над "Реквиемом" Верди, где заняты оркестр, хор и четыре солиста. Много ездила на гастролях – от Дальнего Востока до Севастополя. Гастролировала и по личным приглашениям – в Новосибирске, Якутии, Улан-Удэ, Перми. А в 2002 году мы съездили на гастроли в Германию, в Баварию.

– Кто ваши любимые певцы, певицы?

– Из старшего поколения – очень любила Тамару Милашкину, Елену Образцову, Архипову. Из мужских голосов – замечательный Владимир Атлантов, лучший голос Большого театра. Есть и сейчас в России голоса такого уровня, но, к сожалению, они чаще поют за рубежом.

– Почему в репертуаре Красноярского театра нет современных опер?

Светлана Ефремова– Вопрос не ко мне... Я в своё время много пела в Перми советских опер. Например, партию Софьи в "Горе от ума" ленинградского композитора Банщикова – замечательный был спектакль! Мой муж Герман спел Гамлета в опере Слонимского, я спела Аксинью в "Виринее" того же композитора, пела в "Безродном зяте" Хренникова, Катарину в "Укрощении строптивой" Шебалина. Кстати, Герман там пел Петруччо, мужа-"укротителя"... А в семейном быту он совсем не таков!

Жаль, конечно, что сейчас в Красноярском театре нет современных опер, если не считать "Обручения в монастыре" Прокофьева.

– Что вы думаете о предстоящей театральной реформе?

– Я считаю, что разнообразие форм даёт свободу актёру. Пусть будет и антреприза. Но если мы начнём разрушать стационарные театры, это чревато бедой. Этого нельзя допустить. Должно быть гармоническое сочетание разных форм.

– Что бы вы посоветовали молодым, начинающим певцам?

– Главный совет - не стесняться и обращаться за опытом к состоявшимся мастерам. И такие девочки у меня есть, я их люблю. Не надо себя бичевать, надо верить в себя, но пытаться смотреть на себя со стороны, как бы с точки зрения зрителя.

– Поёте ли вы дома – просто так, для души?

– Хоть я и солистка, но очень люблю хоровое пение – в компании, в застолье. Вот недавно отмечали на даче мой юбилей – двадцать два человека за столом – ох уж попели! И так ни одна встреча не проходит без песни.

– Как проводите лето?

– Очень люблю бывать на море. Чтобы поддержать здоровье, чтобы не было бронхитов – море лучше всего! Люблю поездки по краю, по озёрам – у нас же очень красивые места! Люблю сибирскую тайгу. Хочу вот съездить в Саяны, не была там ни разу.

– Говорят, вы умеете готовить очень вкусные пироги, особенно рыбные... Поделитесь секретом, как это вам удаётся?

– Самое главное – не жалеть компонентов! (Смеётся). Должна быть хорошая рыба... И не надо нервничать, суетиться. Всё надо делать с хорошим настроением, иначе ничего не получится!

– Спасибо за совет!

НА СНИМКАХ: С. Ефремова; сцена из оперы "Чио-Чио-Сан" (мадам Баттерфляй – С. Ефремова).

Эдуард РУСАКОВ
"Красноярский рабочий", 03.08.2005 г.