Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

08.10.2009

Владимир Васильев: "Концерты по России назовем: "Мона Лиза русского балета. Улановой посвящается"

8 января 2010 года исполнится 100 лет со дня рождения Галины Улановой – обыкновенной богини, как называл ее Алексей Толстой. В России координацией юбилейных торжеств занимается фонд, носящий имя великой балерины. С президентом Фонда Улановой народным артистом СССР Владимиром Васильевым встретилась обозреватель "Известий".

Владимир Васильев- Владимир Викторович, как страна отметит славную дату?

- В день рождения Галины Сергеевны в Мариинском театре будет представлена большая программа из фрагментов самых известных балетов ее репертуара. Будут и "Жизель", и "Бахчисарайский фонтан", и сюита из "Ромео и Джульетты" Лавровского. Планируем приезд почетных гостей – Алисии Алонсо, Карлы Фраччи, Джона Ноймайера. Учитывая, что "Бахчисарайский фонтан" и "Ромео..." давно не исполнялись на сцене Большого театра, можно было бы привезти эту программу в Москву и показать 16 января - на юбилейном вечере в честь Улановой. В ноябре при поддержке Министерства культуры сделаем два гала-концерта в Красноярске и Абакане с участием солистов Большого театра. Откроются фото- и театральная выставки. Среди наших юбилейных предложений – вручение премий и стипендий Фонда, установка памятника Улановой в Москве, присвоение ее имени улицам Москвы и Санкт-Петербурга, кораблям и воздушным лайнерам.

- Помнится, шли разговоры о возобновлении "Красного мака", где Уланова танцевала китаянку, влюбленную в советского капитана.

- Мы обсудили эту идею с Валерием Гергиевым, и он ее одобрил. Сюиту из "Красного мака" в исполнении артистов Мариинского театра мы постараемся показать в декабре 2010 года - в завершение юбилейного года. Сделать это нужно обязательно. Будучи учеником, я сам танцевал в этом балете и помню, какой трепетной была там Галина Сергеевна. Хочется вернуть зрителям это очарование – пусть пока не весь спектакль, но лучшие его фрагменты. Естественно, в преломлении эстетики сегодняшнего дня. Для меня важно, что в "Красном маке" есть тема любви и самопожертвования ради любви. А это времени неподвластно.

- Кто будет финансировать юбилейную программу?

- Мы, конечно, в первую очередь надеемся на государственную поддержку. Президент нас поддерживает – есть распоряжение о подготовке указа по празднованию юбилея Улановой. Обнадеживает и то, что мэр столицы Юрий Михайлович Лужков согласился стать сопредседателем Оргкомитета по проведению юбилейных мероприятий. Возможно, кто-то из наших состоятельных людей решит помочь в проведении мероприятий. В общем, все – за, а что будет на деле, посмотрим. Мы со своей стороны будем делать то, что можем.

- Вам не привыкать. Вот музей-квартиру Улановой на Котельнической набережной спасли.

- Слава Богу, квартира существует. Но тоже нуждается – и в новом компьютере, и в оцифровке фото- и видеоматериалов.

- У вас была идея, чтобы в квартире Улановой встречалась творческая интеллигенция.

- Люди собираются. Жаль, что не по инициативе Большого театра. Было бы хорошо, если бы Большой взял музей-квартиру под свой патронат и устраивал там вечера. Для молодежи это очень важно – знать и помнить. Великое имя Улановой сегодня знают немногие. Как-то по ТВ видел программу, где молодых людей на улице спрашивали, кто такая Уланова. А они в ответ: "Это что-то с лошадьми связано, да?"

- Грустно. А как обстоят дела с Центром танца имени Улановой?

- За последние пять лет дело так и не сдвинулось. Причина, как всегда, – деньги. Но и какого-то генерального решения пока не принято.

- Вы хотите строить или согласны на уже существующее здание?

- Центр должен собрать представителей всех видов танцевального искусства, включая классику, модерн, фольклорные и эстрадные направления. И, естественно, требует множества репетиционных залов, гримерных, костюмерных. Переоборудовать старое здание под такой проект гораздо дороже, чем построить новое.

- Место уже выбрали?

- Было хорошее место – напротив дома Галины Сергеевны, на противоположном берегу Москвы-реки. Но оно оказалось занятым. Другие места предлагают на окраинах, но как-то неловко отправлять Уланову на выселки...

- Вы танцевали с Улановой. Понимали, в чем заключался ее секрет?

- Я поначалу не задумывался над секретами. Просто мне очень нравился ее танец, ее интерпретация музыки – всем существом. При минимуме внешнего выражения у нее был огромный внутренний запас, чувствовалась какая-то недосказанность – как в лучших творениях старых мастеров. Своей загадочностью она напоминала персонажей гениальных итальянских мастеров Возрождения. Концерты по России мы так и хотели бы назвать "Мона Лиза русского балета. Галине Улановой посвящается".

- Она была удобной партнершей?

- В своем репертуаре – да. Тщательно, скрупулезно все отрабатывала. Очень серьезно относилась к своей профессии – это была ее жизнь. Точно так же она относилась и к своей преподавательской деятельности. Молодежь иногда считает: "А, сегодня не вышло, завтра сделаю". С ней же приходилось одно и то же повторять много раз. Она никогда не повышала голос и все-таки добивалась успеха.

- Как случилось, что вы стали работать с ней над главной партией в "Иване Грозном" – все-таки мужская роль?

- Я ее сам попросил: "Галина Сергеевна, вы не могли бы поработать со мной?" – "Кто?! Я?!" А потом это ее захватило. Помню маленькие сухие руки, вцепившиеся в поручни трона. Чувствовалось, как эти руки становятся сильными, жесткими, зловещими и хрупкая женщина на глазах превращается в страшного деспота...

- Какой период своей жизни она больше всего любила вспоминать?

- Она вообще не любила вспоминать. Есть люди – и я в том числе, – у которых одно цепляет другое и можешь говорить не останавливаясь, часами. Она же была удивительно немногословна. Поэтому даже простые истины в ее устах казались очень значительными. Кроме того, у нее был совершенно потрясающий эффект присутствия – все ждали, когда придет Уланова. И вот она появлялась – маленькая, скромная, неярко одетая. Но все чувствовали – ЧТО-ТО произошло. Чем это объяснить? До сих пор не понимаю.

- А почему вы перестали с ней репетировать?

- Был период, когда новых вещей на нас с Катей (Екатерина Максимова. – "Известия") в Большом уже не ставили. Мы стали часто работать вне Большого, много гастролировали по миру. И нашлось немало "добрых" людей, которые внушали ей, что мы, может быть, недостаточно благодарны. На репетициях уже не стало того общения, когда чувствуется, что люди не могут жить друг без друга.

- Уланова была выше театральных интриг?

- Она никогда в них не участвовала. Это очень хорошая позиция, но придерживаться ее сложно. Нас же как воспитывали? "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Мы всегда хотели добиться справедливости. А она отстаивала позицию художника, который занят своим любимым делом и ничем другим. И никогда не подписывала никаких писем: "Вы – ради Бога, а я нет, не буду". Один раз надо так себя поставить, и к тебе больше не будут приставать.

- Вы бывали у нее дома?

- Каждый день рождения – 8 января и 16 мая. 16 мая – день рождения ее, как артистки, был самым главным, можно сказать, святым. Собирался очень узкий круг – несколько подруг, два-три врача, кто-то из журналистов.

- И в дружеском общении она не изменяла своей сдержанности?

- Она, конечно, по-другому вела себя – могла совсем немного выпить, была веселой, смеялась. Чего на людях никогда себе не позволяла. Так и с Катей было. Катя в свой внутренний мир тоже никого не впускала. Они в этом были очень похожи. Думаю, им было нелегко вместе. Когда говоришь человеку: "Я хочу, чтобы ты сделал то-то и то-то", ожидаешь какой-то реакции. А Катя и Галина Сергеевна всегда были молчуньями. Человек просто молчит, и ты не понимаешь, понял он тебя или нет. Потом делает – значит, понимает. Но это различие темпераментов очень сложно выносить. Представьте себе, вы бежите по одной дистанции, но один из вас спринтер, другой – стайер. Я – спринтер. А Катя и Галина Сергеевна были стайерами. Катя всю жизнь говорила: вот выйдем на пенсию – будем отдыхать, ездить. Ничего подобного. Все оказалось наоборот. Как только мы закончили танцевать, времени вообще не стало. Она занималась с девочками в Большом, после этого шла в Кремлевский дворец, и так на протяжении многих лет у нее не было ни одного дня отдыха.

- Так это же замечательно.

- Конечно, замечательно. Но тяжело. Она очень уставала, а в театр ходила даже больная. Заболела, было воспаление легких – и... сердце не выдержало, остановилось...

- Скоро ли будет памятник на могиле Екатерины Сергеевны?

- Ко мне сейчас приходят и говорят: "Как хорошо у вас, ничего нет, только трава и ромашки". Мне самому нравится. Сохранить бы эту простоту и в памятнике. Я уже знаю, каким он будет, но не хочу говорить, боюсь сглазить. Надо найти скульптора, который сделает то, что я вижу. Должно быть что-то очень теплое и простое. Давит это обилие бюстов, каменных идолов. Мне не хочется, чтобы говорили: "О, это не похоже на Максимову...".

- Планируются ли концерты, ей посвященные?

- Я не ожидал, но оказалось, что уже много концертов в память Кати дано, в том числе за рубежом. У нас, на Пасхальном фестивале Гергиев посвятил ей один из вечеров. Премьеру "Анюты" в Красноярске дали, помня о ней. Был очень теплый вечер: многие в зале плакали. Недавно звонили из Свято-Данилова монастыря. Его попечители хотят сделать программу памяти Кати. Конечно, я – за. Следующий конкурс "Арабеск" в Перми, который она столько лет возглавляла, будет посвящен ей. Так совпало, что в день ее ухода – 28 апреля пройдет заключительный концерт этого соревнования.

- После кончины Екатерины Сергеевны вас что-то радует?

- Работа. Я, например, очень рад, что у нас получилась Школа Большого балета в Бразилии. Ей уже девять лет. Директор школы – наш бывший концертмейстер Павел Казарян – умный, деятельный, любящий свое дело человек. Есть ощущение, что у нас будет продолжение в Бразилии – русская школа видна у этих ребят. А главное, этот проект – еще и социальная программа, потому что в школу принимают детей из необеспеченных семей. Есть дети, у которых в домах не было электричества и душа. Они ни читать, ни писать не умели. Сейчас это совершенно другие люди.

- В конце октября отпразднуют юбилей Валерия Гаврилина, автора музыки к вашей знаменитой "Анюте". Будете участвовать?

- Да. Владимир Иванович Федосеев предложил мне стать режиссером вечера в зале им. Чайковского. Прозвучат фрагменты из "Анюты", "Военные письма", "Перезвоны", эпизоды из "Дома у дороги" – там замечательный, сумасшедший вальс...

"Известия", 08.10.2009 г.