Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

09.09.2003

Театр – это стены? Или театр – это люди?

Славные юбилеи, пышные праздники и чувство законной гордости переполняют. Даже как-то через край. Вот театр оперы и балета свой юбилей отмечает. Не успели приурочить к круглому, как одна копейка, 375-летию, но тоже обещает быть. Первые лица, вторые лица, вплоть до 495 лиц. И мы тут присоединяемся и как там дальше, смотри предыдущего оратора из первого десятка лиц. "Культурная столица Сибири", "будет прирастать", так примерно, да?

Наталья ЧеховскаяПросто мысль одна глупая закралась случайно. А что подразумевается под театром оперы и балета? Если только здание, облицованное мрамором, с офисными дверями, которое приурочено к светомузыкальному фонтану, – вопросов больше нет. Славно потрудились архитекторы, строители, сантехники. Пожать им трудовую руку. Но если что-то другое имелось в виду? Люди, например. При том, что земля наша богата талантами безусловно, вот так с ходу назвать десять красноярцев, которые известны всей России, да еще из оперы и балета, как-то затруднительно. Хворостовский сразу приходит на ум, Чеховская с Полушиным. В общем-то, для любого провинциального города этого вполне достаточно. Даже много. Может быть, оперный театр – это они и есть? Но тут выясняется, что на юбилее будут все. Кроме Хворостовского и Чеховской. Значит, первая версия, что такое театр, оказалась верной. Хворостовский сейчас вне досягаемости, а Наталью Чеховскую мы разыскали в Москве.

- Наталья Михайловна, почему вы отказались приехать на юбилей театра оперы и балета?

- Нас просто никто не звал.

- Правильно понимаю: вас просто не пригласили?

- Нас действительно не пригласили, но я в этом не усматриваю ничего личного. Может быть, и не собираются эту дату отмечать, такое тоже может быть. Трудно говорить о чем-либо, не зная ситуации.

- Почему не пригласили ни вас, ни Хворостовского? Для некоторых оперный – это вы и есть...

- Мне кажется это большим преувеличением. Огромное количество людей, которые сейчас работают и которые вышли из стен театра. Просто о них забывать не надо, этих специалистов, балетмейстеров, которые создавали этот театр.

А по какой причине – мне трудно сказать. Надо быть там, в Красноярске, чтобы понять.

- После того как вы перестали быть депутатом Государственной думы, вы собирались вернуться в театр... В красноярский, конечно.

- Не только собиралась. У нас других планов и мыслей не было. Тем более не хотелось оставаться в Москве. Даже с тем это было связано, что все наши родственники, друзья – это Красноярск. В Москве мы так в принципе никого и не приобрели на тот момент. Я имею в виду настоящих друзей, не просто знакомых. Поэтому других планов и мыслей не было – до того момента, пока мы не поняли, что в нас не нуждаются. И для себя мы решили, что ходить с протянутой рукой будет не слишком красиво. Рассчитывать можно только на себя. Если не нашли в нас каких-то моментов, если считают, что без нас будет лучше, – значит, есть на то какие-то причины.

Между нами говоря, делалось это, видимо, для того, да и произносились такие фразы – чтобы фамилии "Чеховская – Полушин" забыли. Но я считаю, это глупо. Если кто-то думает, что людей можно заставить забыть что-то. По крайней мере, пока не даешь чего-то взамен.

- Вы были в политике – и как видно из того, что дальше с вами происходит, политика вас не захватила. Хотя вещь заразная...

- Можно поспорить, что заразнее – искусство или политика. Вы знаете, я хочу сказать только одну вещь: всегда можно оставаться нормальным, порядочным и совестливым человеком. Не важно, кто ты и чем занимаешься. Важнее быть человеком. Власть и деньги действительно очень серьезное испытание. Кто-то проходит, кто-то нет. Могу с некоторой гордостью сказать - и это испытание я прошла. Достаточно спокойно все это пережила. В чем заключается обаяние власти, так и не поняла. Все это время в Думе было ощущение временности. Вот сейчас все это закончится, и можно вернуться к нормальной жизни. Может быть, мне было проще, потому что своим любимым делом занималась и будучи депутатом. Слишком очевидно - вот это мое, настоящее. Я этим живу. И после того, как деятельность депутатская закончилась, это скорее принесло облегчение.

- Сейчас вы достигли всего, чего хотели? Своя балетная школа в Москве... Все получилось?

- Нельзя сказать, что все так просто было. Во многом помогли друзья, те, с кем познакомилась в Государственной думе. Школа-то хорошая. Собственно, они и натолкнули на мысль создать школу. Но в общем-то я человек такой – когда ставлю в жизни цель, непременно ее достигаю. Как бы ни было трудно и сколько бы времени ни занимало. Поэтому я считаю, это самое главное в жизни – делать то, что ты хочешь, достигать этого.

- Создание собственной школы не означает, что вы уходите?

- Нет, что вы. Я танцую в театре и преподаю. В общем-то, поле деятельности очень большое. В школе я художественный руководитель. Нельзя сказать, что теперь все сосредоточилось на ней. Может быть, придет время, когда стану заниматься одной школой. Я ей занимаюсь, естественно, на это уходит много сил и времени... Но на остальное тоже остается достаточно.

- Таланты можно выращивать  как ананасы в оранжерее?

- Безусловно. Таланты можно воспитывать, выращивать. Многое зависит от педагогов, которые занимаются с детьми. И вторая половинка – это сами дети. Есть одаренные, от Бога, есть менее одаренные. Если очень хороший специалист, он может из не очень одаренного ребенка сделать конфетку.

- Как найти талант?

- Правила давно существуют. Они, в общем-то, достаточно эффективные.

- Школы выпускают тысячами, но из них гениев – один в десять лет. Остальные трудятся на сцене. Кустиками.

- Гении – это штучный продукт. Даже очень одаренный ребенок не сможет стать гениальным без хорошего педагога.

- Что-то связывающее вас с Красноярском остается?

- Думаю, что это на всю жизнь. Красноярск – это же не просто город. Частичка моей жизни, которая осветила путь, сделала меня такой, какая я есть. В Красноярске мне пришло все, о чем я мечтала. Лучшие годы, тот период, когда формируется человек, они прошли в Красноярске. И это не может уйти из памяти, из сердца. Хотя я родилась и не в Красноярске, все равно это родина.

Все друзья, успехи, неудачи, само ощущение жизни, такое острое – это было там. В Красноярск вслед за нами приехали все наши родственники. Они теперь там, без нас. В Москве в таком возрасте очень сложно приобретать друзей. Деловые партнеры – да. Хотя и это немаловажно.

Юрий ЧИГИШЕВ
"Очевидец" №36, 9 сентября 2003 г.