Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

24.09.2013

В опере хор может быть одним из главных действующих лиц

22 сентября в Красноярском государственном оперном театре состоялся Бенефис хора, третий за всю историю театра. Мы пригласили Анну Сорокину и Алексея Перепрыгина, артистов хора театра рассказать не только о Бенефисе, но и о своей работе, о знаменитых оперных хорах и произведениях, созданных для хора. Анна совмещает хормейстерскую работу с работой артистки. Алексей и сам исполняет партии в операх, не только поет в хоре.

Бенефис хора– Артистом хора можно стать, получив соответствующее образование в училище искусств или Академии музыки и театра. А как Вы пришли в хор?

Анна: Я 13 лет проработала педагогом, руководила детским хором в музыкальной школе. Каждый год мы с детьми ставили мини-оперы, что и пробудило во мне любовь к театру, повлияв на дальнейшую судьбу. Мне очень нравится работа в хоре. Мне кажется, зрители замечают в хоре разных артистов, замечают индивидуальность. Во время каждой новой постановки режиссер сразу определяет, кто из артистов хора подходит для выполнения определенных образно-актерских задач. Даже в массовых сценах люди не могут быть одинаковыми. Так и артисты хора – каждый привносит свой характер в роль. В хоре можно раскрыть свои исполнительские способности. Раскрыть творческие способности помогает и участие в детских спектаклях театра, в которые привлекаются артисты хора. В том числе и я.

Алексей: Я совмещаю работу в хоре с исполнением партий в постановках театра. Как солист занят в детских спектаклях. Еще у меня партии в операх «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Князь Игорь» А. Бородина. Когда я пришел в хор театра, понял, что мне бы хотелось стать солистом. Я занимаюсь с педагогами, работающими с солистами, принимаю участие в конкурсах для оперных исполнителей.

– Расскажите, пожалуйста, о значении хора в опере.

Анна: Хор в опере является могучим выразительным средством, позволяющим композитору использовать богатую палитру тембровых красок. Хору отводится большая роль в драматургическом развитии действия, он многофункционален, отсюда и различные исполнительские задачи. Так в опере хор может быть одним из главных действующих лиц, например, наиболее часто встречающаяся роль народа в русских операх: «Хованщина», «Борис Годунов», «Садко» и др. Может быть комментатором событий, подытоживая исполненное солистами. Нередко хор несет звукоизобразительную функцию, так в финале оперы «Риголетто» Дж. Верди мужской хор за кулисами изображает звуки ветра и грозы. В опереттах хор создает соответствующее жанру праздничное настроение и часто вторит солистам. Вообще, хор может выполнять как большие художественно-исполнительские задачи, так и создавать определенное настроение или фон для драматических событий.

Алексей: Эффект эхо – тоже задача хора.

Бенефис хораАнна: Звучание хора зависит от используемого состава (женский, мужской, смешанный) и от его расположения на сцене. Это может быть расстановка по голосам, партиям или группами в зависимости от сценических задач действия, например, парами на балу в «Травиате». Все зависит от предлагаемых условий действия, художественных задач и стиля письма композитора. Звучание хора может варьироваться от монолитного и плотного, до легкого, невесомого, создавая определенные стереоэффекты. Часто композиторами применяется закулисное пение. Оно может быть использовано для создания фантастических образов (например, хор цветов в «Снегурочке»), эффекта удаления или приближения (когда исполнители начинают или заканчивают петь в кулисах), для определенной звукоизобразительности, при многослойности действия для создания нескольких сценических планов и т.д. Все зависит от художественных замыслов композитора и задач режиссера.

– Хор театра часто в концертах исполняет произведения из текущего репертуара и из опер, не поставленных на красноярской сцене. Расскажите, пожалуйста, о своих любимых произведениях.

Анна: В концертах мы часто исполняем хор «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина. Опера недавно вернулась в репертуар театра. Мне кажется, все хоры из этой оперы достойны внимания. Многие из них являются шедеврами хоровой классики, например, «Улетай на крыльях ветра», «Солнцу красному слава», хор поселян.

Алексей: Надо заметить, что в нашей постановке «Князь Игорь» третье действие не купировано, как во многих постановках. Поэтому слушатели могут насладиться сполна произведением и всеми хорами.

Анна: Моя любимая опера в нашем театре – это «Травиата». Она необычайно мелодична. Наиболее популярна из этой оперы «Застольная», часто исполняемая отдельным номером. В концертных программах используются хоровые сцены из опер «Борис Годунов» М. Мусоргского (сцена коронации), «Иван Сусанин» Глинки («Славься, славься»), «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова («Яр-хмель»), «Иоланта» П. Чайковского («Прими хвалу»), «Пиковая дама» П. Чайковского («Радостно, весело») и др. Это массовые народные хоровые сцены. Из зарубежной музыки популярны фрагменты из опер Ж. Бизе «Кармен» (куплеты Экамильо), Верди «Набукко» («Ты прекрасна, о Родина наша»), номера из кантаты К. Орфа «Кармина Бурана», «Реквиема» Верди. С каждым годом репертуар хора расширяется и обогащается произведениями не только композиторов-классиков, но и сочинениями современных авторов.

Алексей: Мне больше всего нравятся хоры из опер «Евгений Онегин», «Царская невеста». Эпическую картину спектакля может создать только хор. В русской опере хор часто звучит как монолит. В этом особая эстетика отечественной оперы.

Бенефис хораО программе Бенефиса хора нам рассказал главный хормейстер театра, лауреат международных конкурсов Дмитрий Геннадьевич Ходош.

В первом отделении хор исполнил народные песни в обработке известных композиторов и хормейстеров. Это очень красивые произведения. Позволяют оценить возможности хора. А во втором отделении была представлена феерия современного английского композитора Дэвида Артура Фэншуя «Африканский Санктус».

«Африканский Санктус» создан в жанре мессы. Но не имеет никакого отношения к религии. Поэтому Дмитрий Геннадьевич называет это произведение африканской феерией. Первый раз он услышал мессу в Будапеште еще при жизни автора. И с тех пор мечтал поставить в нашем театре. Судьба партитуры очень интересна. Композитор завещал партитуру Лондонской публичной библиотеке. Право на однократное исполнение можно купить. Ноты присылаются за месяц до спектакля. И на следующий день после исполнения по договору требуется отослать в библиотеку обратно. И никакой театр не может держать в репертуаре «Африканский Санктус». В России красноярский театр первый поставил эту феерию. И к Бенефису хора решили повторить представление.

Yarsk.ru, 24 сентября 2013 г.