Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

29.05.2013

Вера Баранова: «Я чуть не упала в обморок от счастья»

Её призвание - удивлять и дарить новую музыку

- Без своей профессии и родного города я не представляю своей жизни, - признаётся Вера Баранова. Красноярск - не просто место, где она родилась и выросла. Именно здесь она стала певицей, здесь шаг за шагом она училась сначала азам оперного пения, потом оттачивала своё мастерство.

Вера БарановаВера Баранова - обладательница удивительного голоса: сопрано редкой красоты - чистого, лёгкого, подвижного. Сейчас в репертуаре артистки около 20 ведущих партий классического русского и зарубежного оперного репертуара. Она ведёт активную концертную деятельность, её имя известно не только красноярским любителям классической музыки, но и далеко за рубежом - в Нидерландах, Швейцарии, Англии, Франции, Финляндии, США, Аргентине, Сербии и многих других странах. Её приглашали работать в Санкт-Петербург, а губернатор соседней Кемеровской области Аман Тулеев до сих пор не оставляет надежды переманить примадонну в Кемерово. Но как бы ни заманчивы были предложения со стороны, Вера Баранова их не принимает. Говорит, что хотя любит путешествовать, но с трудом представляет свою жизнь вне города на Енисее. Даже в самых сказочных местах планеты она скучает по сибирскому городу, родным людям. Поэтому, спускаясь с трапа самолёта в красноярском аэропорту, всегда радостно вздыхает - она вернулась домой.

«Этот город дал мне всё: жизнь, профессию, друзей», - говорит заслуженная артистка России. Поэтому свой бенефис, который прошёл в Красноярском театре оперы и балета, оперная дива посвятила грядущему юбилею родного города.

- Наверное, это уже можно назвать традицией, - говорит Вера Баранова. - Свой прошлый бенефис, приуроченный к десятилетию сценической деятельности, я посвятила 375-летию Красноярска. Успех и признание важны для каждого человека, но для артиста - особенно. Я понимаю: всё, чего я достигла в жизни, было бы невозможным без встреч с мастерами, которые брали меня за руку и вели, учили всему, чего знают и умеют сами. Без Марии Евгеньевны Обнорской, которая открыла для меня мир классической музыки. Ведь первоначально поступала я в Красноярское училище, чтобы получить диплом о музыкальном образовании, в то время я была увлечена эстрадой и о карьере оперной певицы даже не помышляла. На экзамене все пели романсы, арии, а я вышла и спела «Катюшу» Блантера. Помню, Мария Евгеньевна послушала меня, поулыбалась и сказала: диапазон оставляет желать лучшего. Но, видимо, она почувствовала, что я очень серьёзно настроена учиться, поверила в меня и взяла на курс. При всём при этом я не знала не только классики, но даже и нот. Хотя всегда и везде пела - обошла все кружки в ДК на правобережье, но музыкальную школу я не заканчивала. А поступать в музыкальное училище вообще пришла с дипломом медсестры. Даже год успела проработать по специальности.

Мир классической музыки настолько обворожил Веру Баранову, что она продолжила своё образование, поступив в Красноярский институт искусств. Ей хотелось в профессии дойти до самой сути, познать все тайны мастерства. «Уж если я чего-то захочу - непременно добьюсь», - смеётся Вера Павловна.

В институте её педагогам стала мастер по вокалу Нина Петровна Жарова. Творческий тандем учителя и ученицы был настолько удачен и плодотворен, что, закачивая пятый курс, Вера Баранова получила приглашение о работе в Красноярском театре оперы и балета. И вот с этим театром она связана кровными узами двадцать лет. И, естественно, что самым любимым её место в городе является Театральная площадь, откуда открывается живописный вид на Енисей, на горы. Ведь здесь находится её любовь - Её Театр.

- Честно говоря, даже не мечтала поступить в наш театр - тогда выпускников красноярского института почти не брали. Пела в ансамбле солистов у Константина Александровича Якобсона «Тебе поемъ», у меня были успехи, мне давали сольные партии. Мне нравился коллектив, думала, что там и буду работать. Но вот настало время дипломного спектакля - в «Свадьбе Фигаро» я исполняла Сюзанну. Мы отыграли, нам подарили цветы, поклонились, зал нас очень хорошо принял… После спектакля ко мне подходят Анатолий Петрович Чепурной, главный дирижёр и главный режиссёр театра Евгений Сергеевич Бузин и говорят: «Вера, мы приглашаем тебя, пиши заявление». Я чуть в обморок от счастья не упала. Как только я вышла на работу, меня спросили: выучишь партию Золушки очень быстро? Я ответила: «Конечно», и за неделю выучила наизусть роль и поехала вместе с театром на гастроли по краю.

Вера Баранова - человек неутомимый, постоянно находится в движении, в поиске. Ей тесно в узких рамках, поэтому за всё новое - музыку, спектакли, концерты - она берётся с особым рвением. Помимо работы в театре она записывает альбомы, придумает различные сольные проекты, которые представляет публике. Поэтому вторым её домом стала Красноярская филармония, где она регулярно давала и даёт концерты. И ещё несколько лет назад она стала преподавать в альма-матер. Сейчас у неё три ученицы, за которых она переживает больше, чем за себя, и которые радуют педагога успехами. Её ученики - дипломанты и лауреаты международных конкурсов.

Её юбилейный концерт был не совсем бенефис в привычном понимании этого слова, то есть попурри, собранное из отрывков спектаклей, произведений, исполненных в разные годы. Действо, которое долго и кропотливо готовила актриса, - самый настоящий спектакль, крепко связанный режиссёрской задумкой, который нужно прожить, прочувствовать каждой клеточкой души и тела. На сцене блистала не только примадонна. Поздравили бенефициантку её ученики, ансамбль солистов «Тебе поемъ», в котором начинался её творческий путь, друзья и коллеги. Среди гостей был и дирижёр из Нидерландов Пауль ван Гулик, с которым она работала над несколькими совместными проектами - это «Реквием для хора и сопрано» (посвящение Вере Барановой) Пауля Ван Гулика, «Stabat mater» и месса «Gloria» Франциска Пуленка, концерт Глиэра для голоса с оркестром. «Мне важно, чтобы зрители понимали, что я не стою на месте, видели мой творческий рост, знакомились с новой музыкой», - говорит солистка Красноярского театра оперы и балета.

Марина ЯБЛОНСКАЯ
Фото Бориса БАРМИНА
"Городские новости" №2777, 29.05.2013 г.