Отключить

Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

29.03.2018

Вера Баранова: «Я певица сильной команды»

Ее мама хотела, чтобы она стала врачом, и юная Вера даже окончила медицинское училище, год проработала медсестрой. Но любовь к музыке оказалась сильнее. Когда она пошла учиться пению, то не знала ни одной ноты. И все же ее голос так очаровал педагогов, что в нее поверили. Сегодня профессор кафедры сольного пения Красноярского института искусств заслуженная артистка России Вера Баранова сама обучает студентов профессиональному мастерству. И продолжает выходить на сцену. 7 апреля, в день рождения певицы, Красноярский театр оперы и балета приглашает на бенефис, посвященный 25-летию ее творческой деятельности.

Вера БарановаВера, вы делаете такие программы уже не в первый раз. Что для вас бенефис? Подведение итогов?

– Да, только не жизненных, а профессиональных, за некий промежуток времени. Мой первый бенефис был приурочен к десятилетию творческой деятельности. С тех пор я провожу их каждые пять лет. Очень удобно – это возможность оглянуться назад, посмотреть, что успела за прошедшие годы, представить, куда еще стоит стремиться. Мне нравится, что я могу сделать то, что хочу, спеть любимые произведения, пригласить на сцену замечательных певцов. Сейчас готовлю программу с режиссером Надеждой Столбовой, а за пультом будут сразу четыре маэстро – Анатолий Чепурной, Александр Косинский, Илмар Лапиньш и Дмитрий Ходош. В каждый бенефис обязательно представляю своих коллег – солистов, которые добились определенного успеха в нашем театре, гостей из других городов. В прежние годы со мной выступали Андрей Силенко, Олег Алексеев, Владимир Викторович Ефимов, Герман Тимофеевич Ефремов. Приезжали мои любимые партнеры Михаил Губский и Михаил Урусов. Я приглашала Татьяну Ворожцову – когда-то она окончила наш институт, потом работала в Новосибирске. В этот раз будут другие исполнители.

Кого из партнеров представите и в каких номерах?

– Пригласила Александра Михалева, с которым у меня в последнее время сложились очень хорошие творческие отношения – можно сказать, что они вышли на новый, более высокий уровень. Саша заметно вырос, стал настоящим мастером сцены и продолжает делать большие успехи. Недавно мы вместе с удовольствием спели Виолетту и Жермона в «Травиате» – исполним на бенефисе финал из этой оперы Верди.

С не меньшим удовольствием выступлю с Сергеем Осовиным – сейчас он работает в Екатеринбурге, но большой скачок в своем развитии сделал именно в нашем театре, стал зрелым музыкантом. По образованию он также пианист, но об этом здесь знают немногие, и мне хочется познакомить публику еще с одной стороной его дарования. Он будет петь «Памяти Карузо» и аккомпанировать себе на рояле. Сергей всегда поет в гармонии – не все певцы в нашем театре владеют таким пением. Я считаю, что это очень важно – гармоничен ли певец в раскрытии своего образа, гармонично ли он звучит в оркестре? Бывает, что оркестр играет в одной цветовой краске, написанной композитором, а певец его не слышит, он слышит только себя! Это неправильно, главное – совокупность всего. Таким качеством обладает и Александр Михалев, этому же я учу своих студентов.

Кстати, кого из студентов в этот раз взяли в программу?

– Тех, с которыми сейчас занимаюсь. Александра Черпакова успешно спела в опере Г. Доницетти «Дочь полка» – она как раз представит отрывок из нее. Недавно мы вместе с ней и с моей первокурсницей Викторией Масляковой съездили на гастроли в Абакан. Вика исполнила там с оркестром арию Русалки из одноименной оперы Дворжака – так публика ее минут десять не отпускала! И вновь споет ее на моем бенефисе. На прошлом бенефисе я сама пела Русалку с дирижером Паулем ван Гуликом. Прежде я также пела Марию в «Дочери полка», сейчас передала эту партию Саше, готовила ее с ней, дала ей немало советов. Мне отрадно видеть, как мои студенты делают это гораздо лучше, чем я когда-то.

– Неужели уступаете пальму первенства?

– Это же гордость для учителя, когда ученики тебя превосходят! Сама я шла когда-то вслепую, познавала все самостоятельно, а сейчас могу поделиться с ними приобретенным опытом и убедиться, что они не только все усвоили, но и пошли дальше. Счастье, когда ученики не повторяют твои ошибки. Я очень горжусь своими студентами и выпускниками. В ноябре моя прежняя выпускница Юлия Перетокина получила Гран-при на конкурсе «Романсиада» в Томске. А 7 марта у нее был концерт в Кремле. Кристина Алиева поет в Мариинском театре. Мне приятно, что наша связь не ослабевает.

С чего началась ваша педагогическая деятельность и как давно?

– Меня еще лет пятнадцать назад приглашала Екатерина Константиновна Иофель. Но тогда я не была готова к такой ответственности. Педагог-вокалист – судьбоносная профессия. Это у пианистов все мышцы на виду. А к певцам внутрь не заглянешь, ты должен на слух различать, где у ученика что не так, каждую неточность слышать, до малейших нюансов! И знать, как помочь ему это исправить, быть настоящим психологом. Плюс обладать хорошим вкусом, ориентировать студентов на лучшие образцы искусства.

А согласилась попробовать я незадолго до того, как стала худруком оперной труппы театра – сначала занялась преподаванием, а потом совмещала эти две работы. И продолжала сама петь, конечно. Начала с того, что взяла всего одну студентку. И когда Кристина Алиева у меня на третьем курсе стала побеждать на конкурсах, я поверила в себя. Главное, что не порчу их – каждому даю раскрыться, развить свою индивидуальность. Да и самой мне как вокалистке преподавание очень помогло, стала лучше разбираться в тонкостях. И ответственность возросла, в разы. На все мои спектакли и концерты всегда приходят мои студенты, я просто не имею права петь хуже, чем прежде.

Чем вам запомнилась прошедшая четверть века на сцене?

– Знаете, разное бывало. Помню, как вместо зарплаты в 90-е нам выдавали тухлую колбасу и уксусное кислое вино. Как однажды два часа промерзла в сорокоградусный мороз на остановке, не могла уехать на репетицию, потому что автобусы почти не ходили, а на такси денег не было. Как позволила себе отказаться спеть партию, из-за которой начала терять голос – и мне пять лет не давали новых ролей. Именно тогда я пошла учиться менеджменту, давала много концертов. Но было и другое. Любимые роли, новые программы, признание коллег. И любовь зрителей, конечно. Никогда не была ею обделена.

Вера БарановаА когда к вам пришел первый успех?

– Наверное, после дипломной партии Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, после которой меня сразу же пригласили в театр. Потом была награда за лучший дебют на «Театральной весне» – за Виолетту еще в старой постановке «Травиаты». А первое зрительское внимание я ощутила не в театре, а еще в вокальном ансамбле «Тебе поемъ». Наш коллектив очень часто пел перед студентами в вузах, на зоне нередко выступали, регулярно ездили на гастроли. И всегда и везде люди обращали внимание на мое пение.

Благодаря работе в хоре у меня начались иностранные проекты, я раз шесть съездила в Голландию, выступала в Швейцарии. Тогда же сделала первый сольный концерт в Органном зале – пела Баха и Пуленка. Собрался полный зал студентов. И в антракте никто не ушел, ребята слушали очень внимательно. Именно тогда у меня родилась идея популяризации классической музыки. Записала и сделала презентацию двух альбомов с ариями из опер и романсами. И мне очень приятно, что молодежь, побывавшая на тех концертах-презентациях, потом пошла на мои оперные спектакли.

Из того, что шло в репертуаре театра за эти годы, осталось что-то неспетое?

– Только Мими из «Богемы». Я когда-то спела Мюзетту в этой опере, а к роли Мими была прежде не готова – она для более крепкого голоса. Поэтому я тоже включила ее сейчас в свой бенефис – возможности голоса теперь позволяют.

А еще мне захотелось исполнить номера из произведений, которые когда-то принесли мне успех. Помимо «Травиаты» это также «Кармина Бурана» К. Орфа и «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова. Режиссер Александр Полубенцев сам пригласил меня в «Кармину Бурану» – он был влюблен в мой голос, считал, что партия ложится на него идеально. А в «Царской невесте» именно мне когда-то доверили петь первую премьеру – для меня это стало приятной неожиданностью. Недавно мы с Сергеем Осовиным так здорово спели в ней Марфу и Лыкова! Мы просто купались в звуке, сливались. Такое партнерство – настоящее счастье. Когда певцы на сцене существуют в гармонии, тогда и зрители верят, что между их героями любовь. Это через звук проявляется, а не через поцелуи. Я певица сильной команды, для меня очень важно, чтобы все пели хорошо. Важно, чтобы зритель ушел восторженный и захотел снова прийти в театр.

Елена КОНОВАЛОВА
"Всё в Красноярске", 29.03.2018 г.