Отключить

Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

17.02.2017

Вячеслав Цюпа: "Сцены с разбойниками в картине "Снежная королева" снимались в карпатских лесах"

Ровно 50 лет назад на экраны вышел знаменитый фильм-сказка

Картина «Снежная королева», снятая на киностудии «Ленфильм» режиссером Геннадием Казанским по сценарию драматурга Евгения Шварца (по мотивам одноименной сказки Ганса Кристиана Андерсена), полюбилась миллионам зрителей. Роль Герды в ней сыграла Елена Проклова, Кея (именно так назвал героя своей пьесы Евгений Шварц, а не Каем, как у Андерсена) — Вячеслав Цюпа, а Снежную королеву — Наталья Климова. О том, как проходили съемки, «ФАКТАМ» рассказал режиссер Красноярского театра оперы и балета Вячеслав Цюпа.

Вячеслав Цюпа— Вячеслав Олегович, фильм «Снежная королева», в котором вы сыграли роль Кея, получил мировую славу. Читала, что он был дублирован на английский и французский языки, а также вышел с субтитрами на немецком, испанском, итальянском, иврите, китайском, японском, арабском…

— Для меня это совершенно неожиданно — я, честно говоря, не знал. Дело в том, что на эту тему было снято несколько фильмов, но почему-то именно картина Геннадия Казанского стала столь популярной. Видимо, потому что взволновала зрителей по-настоящему.

— Как вы получили роль Кея?

— Сейчас есть модное слово «кастинг». А когда-то использовался термин «кинопроба». Я жил в Минске. И фильм «Снежная королева» был у меня не первым. До него снялся на киностудии «Беларусьфильм» в дипломной работе выпускников ВГИКа. Попал на съемки я совершенно случайно. Учительница, преподававшая в музыкальной школе, взяла меня, первоклассника, за руку и отвела на кинопробы. После съемок на киностудии осталась моя фотография. И когда ассистент режиссера фильма «Снежная королева» разослал на все киностудии страны запросы, видимо, мое фото попало в поле зрения. Меня пригласили в Ленинград на кинопробы и вскоре утвердили на роль Кея. А потом начались масштабные съемки фильма, длившиеся целый год.

— Где же они проходили?

— В Эстонии снимались все бытовые сцены, связанные с бабушкой, сказочником и Гердой. Все натурные съемки проходили в историческом центре Таллина — Старом городе. Помните сцену, когда на оживленной улице появляется белоснежная тройка Снежной королевы и увозит Кея? В съемках этих зимних эпизодов принимали участие таллинские ребятишки. А сцены с разбойниками снимались в карпатских лесах. Роль атаманши, которая произносит знаменитую фразу «Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники!», сыграла Ольга Викландт, а маленькую разбойницу — Эра Зиганшина. Природа в Карпатах потрясающая! Но, что интересно, на первом плане в картине — деревья искусственные. Правда, от настоящих, которые создавали фон, их почти не отличить. Мы были тогда в Ужгороде, Мукачево… Помню, какое впечатление на меня произвел мукачевский ресторанчик, куда меня, десятилетнего мальчика, взяла мама. Играли скрипки, в глиняной посуде нам принесли густой борщ, в котором ложка могла стоять. Я это запомнил на всю жизнь.

— А где снимались владения Снежной королевы?

— Ее чертоги — это гигантские загородные павильоны киностудии «Ленфильм» с кубами кристаллического льда и черным линолеумом, в котором все отражалось. И поскольку компьютерных технологий тогда не было (о них никто еще и не мечтал), осуществлялись так называемые комбинированные съемки. На изображения, снятые в павильоне, потом накладывались всякие мультипликационные «фокусы» — это и вихри, и таяние глыб льда… Сцены же возвращения Герды и Кея из чертогов Снежной королевы снимались на Финском заливе — под Ленинградом. Туда доставили ветродуи, сделанные из пропеллеров старых самолетов. В добавок к холодному северному ветру они гнали пургу. А еще хлестал по лицу снег, нарезанный из бумаги… Спасаясь от мороза, мы с Леной Прокловой забегали погреться в звукооператорский автобусик. Там было тепло, так как работала аппаратура. Кроме того, чтобы у нас не было обморожений и мы не заболели, нас растирали спиртосодержащими жидкостями. После чего мы снова выходили на съемки. Бывало, приходилось делать три-четыре дубля: то заедала пленка в камере, то что-то происходило с вентилятором, то свет падал как-то не так…

— Целый год, перемещаясь по стране, вы не учились?

— Учился. Никто из моей семьи не мог на такое длительное время оставить работу, поэтому родные сопровождали меня «вахтовым» методом. Сначала на месяц взяла отпуск мама, потом — тетя, их сменила бабушка. Отпускать одного ребенка в столь дальние экспедиции не полагалось. В каждом городе, где снимался фильм, у меня была новая школа. Ведь оставаться на второй год как-то не хотелось. Я учился и в таллинской, и в мукачевской, и в ленинградской школах. Ко мне и педагогов приставляли, так как в период съемочных дней я пропускал занятия. Помню, как вечером ко мне приходил учитель английского, нужно было наверстывать упущенное. Ведь в Минске я учился в спецшколе с углубленным изучением иностранного языка. Все предметы у нас со второго класса преподавались на английском языке, и запускать учебу никак нельзя было. В каждой школе я оказывался в новой компании, у меня появлялись новые друзья.

— Каким вам запомнился снявшийся в роли короля Эрика Евгений Леонов?

— Я не снимался с ним в сценах, тем не менее приходил в павильон, садился за спиной режиссера (к слову, Геннадий Казанский также снял фильмы «Человек-амфибия» и «Старик Хоттабыч». — Ред.) и тихонько, никому не мешая, смотрел, как работают актеры, совершенно не осознавая масштаба личности каждого из них. В десять лет я еще не понимал, что передо мной великий Евгений Павлович Леонов.

— С Еленой Прокловой сейчас общаетесь?

— Дело осложняется тем, что мы находимся в разных городах. Лена живет в Москве, а я полжизни провел в Минске, затем переехал в Красноярск. Мы виделись на ее юбилее, когда один из телеканалов пригласил на программу всех, кто с ней снимался в фильмах. Еще встречались, когда Лена приезжала с гастролями в Красноярск. А до этого она была с МХАТом в Минске. Тогда еще был жив Олег Ефремов. Постановка, которую они привозили, шла на сцене Минского театра оперетты, в котором я работал главным режиссером. Так что и тогда нам удалось с Леной встретиться на профессиональных перекрестках.

— Слышала, что Наталья Климова, блестяще сыгравшая Снежную королеву, давно уже не снимается, сейчас живет с мужем (известным артистом Владимиром Заманским) в Муроме. Чем вам запомнилось общение с ней?

— Поцелуй женщины неземной красоты, снятый крупным планом, — конечно, это памятная история (улыбается).

— А как сложилась судьба Валерия Никитенко, сыгравшего роль сказочника?

— Он всю жизнь проработал в Ленинградском (сейчас Санкт-Петербургском) театре комедии имени Акимова. И когда я в 2006 году ставил в этом театре оперетту «Сильва», он сыграл в ней одну из главных ролей — отца Эдвина, князя Леопольда. Было настолько неожиданно встретиться спустя сорок лет! Я уже был не десятилетний мальчик, а пятидесятилетний режиссер. А Валерий Ефремович все такой же замечательный актер. Добрейшей души человек!

— В «Снежной королеве» много волшебства. А в вашей жизни чудеса случались?

— Моя жизнь началась со сказки и к ней все вернулось. Сейчас я занимаюсь детским музыкальным театром при Красноярском государственном театре оперы и балета. Это уникальный коллектив. С ним работает и моя жена — хормейстер и художественный руководитель Наталья Цюпа. Среди популярных постановок театра-студии — «Красная шапочка» и «Буратино», поставленные на музыку Алексея Рыбникова. Мы сделали спектакль и по знаменитому мюзиклу «Мама». Волка и Козу играют взрослые оперные артисты, а козлят — прекрасно поющие и танцующие дети.

— Не жалеете, что выбрали не актерскую стезю?

— Нет. Мыслями я нечасто возвращаюсь к тому времени, когда снимался в кино. Профессию режиссера выбрал сознательно. Быть артистом мне не хотелось никогда. А вот придумывать какие-то сюжеты и воплощать с артистами их на сцене — об этом я мечтал. Поступил в ГИТИС на факультет режиссуры в музыкальном театре, закончил его с красным дипломом. И после этого ни разу не пожалел, что не занялся чем-то другим. Режиссерская профессия мне очень нравится.

— Тем не менее, помните момент славы, пришедшей к вам в юном возрасте?

— Ну, тут произошла следующая история. Моя мудрая мама подарила мне на сорокалетие мешок с письмами, которые приходили от девчонок со всего Советского Союза. Тридцать лет она скрывала их, чтобы моя голова не пошла кругом. И я думаю, это был совершенно правильный и безошибочный ход.

— Как известно, испытание славой смогли пройти далеко не все дети-актеры. Судьбы некоторых из них сложились трагически.

— Может, потому что многие потом хотели во что бы то ни стало стать актерами, а это не всегда правильно… Надо вырасти — и потом выбирать профессию. Я считаю, что мне в этом смысле повезло.

— К слову, а как вы оказались в Красноярске? Сибирская зима наверняка напоминает чертоги Снежной королевы?

— Обычно, куда пригласят, там и работают режиссеры, особенно театральные. Мне предложили возглавить Красноярский театр оперы и балета. С тех пор здесь живу и работаю, и мне очень нравится. Мощная природа, река Енисей… Что же касается сравнения с чертогами Снежной королевы, сейчас у нас минус тридцать четыре градуса. Но помню, как закутанные дети топали на премьеру спектакля «Под первой звездой» при минус сорока четырех градусах. Представляете? А вообще климат у нас сухой, континентальный. Летом очень жарко — бывает до плюс сорока градусов. Так что вырастает все свое: огурцы, помидоры…

— Интересно. Но вернемся к сказке. Оказывается, «Снежная королева» — самая длинная сказка Андерсена. Прототипом Снежной королевы, согласно исследованиям одного из биографов знаменитого датского сказочника, стала оперная певица Йенни Линд, в которую он был безответно влюблен. А вы бывали на родине Андерсена?

— Нет. Но я был в соседней стране — Швеции. И с этим связана вот какая интересная история. В репертуаре нашего детского театра-студии есть спектакль «Золотая принцесса» по пьесе, написанной мною. И тексты песен я придумал. Они положены на музыку легендарного шведского квартета ABBA. Для того чтобы получить право исполнять эту музыку, пришлось выйти на Бьорна Ульвеуса, который дал личное разрешение красноярским школьникам исполнять песни на музыку группы ABBA. Перед каждым спектаклем транслируем записанное им видеообращение: «Нам очень приятно, что в далекой Сибири красноярские школьники поют наши песни. Пусть с нашей музыкой вам будет чуточку теплее».

— В финале фильма из уст сказочника звучат слова: «Что враги нам сделают, пока сердца наши горячи?!» И мало кто знает, что Евгений Шварц (по его сценарию, кстати, также была снята сказка «Золушка» в главных ролях с Яниной Жеймо, Фаиной Раневской и Эрастом Гариным, он и автор произведения «Обыкновенное чудо». — Ред.) написал пьесу «Снежная королева» в 1938 году. И эта сказка ведь была адресована не только детям…

— Да, эта пьеса Евгения Шварца — не детский утренник, а философская вещь, со смыслом.

Ольга СМЕТАНСКАЯ
«ФАКТЫ», 17.02.2017 г.