Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

22.04.2013

Болгарское «Риголетто» на сибирской сцене

В Красноярском государственном театре оперы и балета состоялась премьера оперы Д. Верди «Риголетто». Премьера в рамках фестиваля «Парад звезд» и посвящена 200-летию композитора. Постановка полностью перенесена из Софийской национальной оперы в красноярский театра. Это европейская практика творческого обмена спектаклями.

«Риголетто»Во время репетиций мизансцен, оркестровых репетиций была возможность наблюдать за работой академика Пламена Карталова, директора и главного режиссера Болгарского театра оперы и балета с труппой театра. Приятно отметить, что режиссер знает по именам работников хора. Сотрудничество в широком понимании – это принцип Пламена Карталова: сотрудничество солистов и режиссера, сотрудничество солистов и слушателей.

Режиссер рассказал нам о своем спектакле, о понимании образов знаменитой оперы: «Риголетто» – самая драматическая опера Д. Верди. И мне важно показать внутреннюю драму каждого персонажа через его действия на сцене. Я работаю с солистами, как с драматическими актерами, чтобы опера напоминала фильм или спектакль.

В нашем спектакле историческая среда условна, самое интересное – это характеры и личности. Будут костюмы классические, красочные декорации, но самое главное – это взаимодействие героев, характеров на сцене. И тут я чувствую поддержку труппы красноярского театра. Интересно, что для многих это дебютное исполнение партий в этой опере. Мне нравится, что у исполнителей нет штампов, они не переносят опыт работы в других постановках в наш спектакль. Работаю с тремя составами солистов, поэтому каждый спектакль будет как премьерный.

Как режиссеру мне интересен принцип портретности. Я создаю портрет каждого персонажа оперы. Джильда – самый положительный образ, самый чистый. И ей противопоставлен образ герцога. Если все герои по-своему трагичны, то герцог – единственный персонаж, у которого нет внутренней драмы, нет трагедии, это абсолютно аморальный персонаж. Но самый мощный, амбивалентный, глубоко трагический персонаж-это Риголетто. На дне его души лежит ненависть к людям, жажда мести за удары судьбы, а другая сторона души – нежные отцовские чувства к дочери. Очень сильный человеческий образ!

Хотелось бы, чтобы слушатели не наслаждались оперой, а сочувствовали драме каждого героя, принимали участие в судьбе персонажей. Композитор создал оперу об очень личной драме Риголетто, Джильды. Для меня БЕЛЬКАНТО – это не только стиль красивого, но, прежде всего, выразительного исполнения, воздействия, искусство интерпретации».

С вопросами об образе заглавного героя оперы мы обратились к ведущему солисту театра лауреату международных конкурсов Андрею Силенко. Красноярские любители оперы могли услышать арию Риголетто в исполнении Андрея на концерте, посвященном открытию 35 театрального сезона. А мы наблюдали за тем, как солист репетирует квартет из 3-го действия оперы. Андрей рассказал нам о своей работе: «Я давно мечтал о партии Риголетто. Был уже опыт работы в проекте «Нано-опера»: исполнял сцену и арию Риголетто из второго действия. В концертном варианте тоже исполняю. Д. Верди – мой любимый композитор. А что касается этой оперы, то я постарался внимательно изучать материал, с которым работаю. Читал драму В. Гюго «Король забавляется», не могу сказать, что понравилось это произведение. Опера выгодно отличается от своего литературного первоисточника. Действие захватывает сразу, в первой картине. И, разумеется, великолепная музыка Д. Верди. Наверное, невозможно заснуть во время оперы «Риголетто»!

Если говорить об этой постановке, то я понимаю замысел, как задачу показать психологию каждого персонажа, двуликость героев, даже Риголетто. «На работе» – это один человек, а с дочерью – совершенно другой. Он притворяется шутом, и при этом ненавидит дворцовые интриги. Я пытаюсь передать эту психологию персонажа. И все герои тоже кем-то притворяются. Дворяне пытаются показать, что они высшее общество, а сами пресмыкаются перед герцогом. В то время как совершенно безнравственный герцог представляется девушкам бедным юношей с благородными порывами души.

Все сюжетные линии интересны. Не случайно, опера «Риголетто» считается одной из самых великих. И Риголетто, безусловно, главный трагический персонаж всей этой истории».

Партия Риголетто интересна тем, что каждый исполнитель сначала является слушателем оперы. Наверное, нет примеров дебюта на сцене в партии Риголетто. О своем понимании образа нам рассказал еще один исполнитель партии дипломант международного конкурс Алексей Бочаров. Солист известен красноярской публике по главным партия в операх русских композиторов «Снегурочка» (Мизгирь), «Царская невеста» (Грязной), «Евгений Онегин» (Онегин). Мы попросили рассказать о новом для него опыте работы в постановке оперы Д. Верди: «Партия шута Риголетто в мире оперы считается возрастной, определенным достижением в карьере баритона, поэтому я очень счастлив, что получил возможность исполнить ее в этой постановке в сравнительно молодом для оперного певца возрасте. Мне кажется, оперу «Риголетто» и ее главного героя, шута, можно сравнить с романом Булгакова «Мастер и Маргарита». Читаешь в школе – одни впечатления, а лет в тридцать – замечаешь новые детали и смыслы этого многогранного произведения. Так и с оперой Верди. Можно слушать ее в течение всей жизни и каждый раз находить для себя что-то новое в сюжетных линиях или глубине образа главного героя, на что в силу возраста раньше не обращал внимания.

Поскольку моя партия драматическая, она располагает к комедии (долю юмора вносят в действие злые шутки Риголетто), драме, трагедии. Думаю, можно бесконечно открывать новое содержание образа Риголетто. Интересно работать с несколькими Джильдами, ведь в нашем театре пять совершенно разных исполнительниц партии этой героини».

Солистки красноярской оперы рассказали нам о партии Джильды.

На вопрос о сюжетной линии Джильда – Риголетто и творческой истории работы над ролью ответила лауреат международных конкурсов Инна Сподина: «Спектакль «Риголетто» я готовила в качестве дипломной работы при выпуске из Саратовской государственной консерватории имени Собинова. В красноярском театре разучивала партию Джильды для другой постановки на русском языке. В то время партия мне казалась легкой, а образ чистой молодой девушки – простым и однозначным. И только сейчас я поняла, что Джильда – это вокально сложный образ. Вслед за сменой настроения героини музыка начинает звучать иначе, и задача солистки – суметь продемонстрировать это развитие характера слушателю.

По словам режиссера, «Риголетто» – это самая трагическая опера в творчестве Верди: в финале торжествует зло, а юная влюбленная самоотверженная героиня погибает. Оказывается, автор задумал это трагическое завершение, чтобы замкнуть композицию оперы в кольцо, выстроив цепочку похожих событий. В первом действии шут Риголетто, отец Джильды, высмеивает трагедию чужой семьи, а в финале сам становится трагическим персонажем оперы.

Заинтересовала меня и сюжетная линия Джильда – Риголетто. Дуэты этих персонажей создают атмосферу добрых отношений отца и дочери. Риголетто для Джильды больше чем отец – в нем для девушки заключен весь мир. Моя героиня не знает суровой реальности, не представляет иных отношений. Риголетто одновременно оградил дочь от всех ужасов жизни и скрыл от дочери весь ужас жизни – еще один замкнутый круг. И в этой ситуации тоже заложены предпосылки к трагедии».

Прокомментировать вокальный образ героини и рассказать о любовной линии в опере мы попросили дипломанта международного конкурса Екатерину Зубкову: «Роль Джильды – это первое в моей сценической карьере исполнение Верди, и я очень рада, что этот дебют выпал именно на оперу «Риголетто». Виртуозно написанная композитором партия главной героини требует такого же виртуозного исполнения: она позволяет использовать весь диапазон колоратурного, лирико-колоратурного сопрано от фиоритур («украшений» арии) до средних тембров, при этом отличается широкой эмоциональной гаммой. Петь эту партию одним и тем же звуком на протяжении всего спектакля никак нельзя. Надо петь ее звуком разной окраски, но сохраняя характер героини. Задача далеко не легкая. Но нельзя забывать и про актерские образы героини, которые контрастно меняются с каждым действием: от светлой, возвышенной, невинной из первого действия до трагического образа во втором, доведенной до отчаяния в третьем действии.

С образом моей героини связана тема первой влюбленности и разочарования в ней. Когда я сама слушаю оперу, то думаю о том, как жаль, что Джильда не знает о светлой, романтической стороне характера герцога. Сцены построены так, что прекрасная ария этого персонажа звучит только для слушателей, а Джильде не суждено узнать, как он переживает их разлуку. Мне даже кажется, что история любви герцога и Джильды закончилась бы менее трагично, если бы героиня услышала трогательную арию в начале второго действия».

«Риголетто»Принцип создания портрета каждого персонажа близок солистам нашего театра. Чтобы узнать подробнее о героях оперы мы обратились к исполнителям так называемых партий второго плана. И убедились в том, что в спектакле «Риголетто» не будет никаких «второплановых» ролей. Каждый солист видит своего персонажа человеком с биографией. Владимир Комович рассказал о партии Спарафучиле: «Отзывчивый человек, всегда готовый прийти на помощь, на выручку человеку, достаточно обеспеченному финансово. А если без шуток, то это серьезный разбойник.

Видный персонаж оперы. И партия довольно интересная. Есть дуэт с Риголетто в первом действии и большие сцены в третьем действии».

Баритон Рустам Исанов заметил, что Д. Верди даже для персонажей, которые никогда не появляются на сцене в одиночестве, создал индивидуальную музыкальную тему. Кавалер Марулло только в ансамблевых сценах появляется. Но Рустам (исполнитель партии), помня о замысле композитора, выдерживает свою линию поведения на сцене. Его персонажа можно отличить от других дворян свиты герцога.

Исполнительницы партии Маддалены рассказали нам о том, как они создавали образ, восстанавливали «историю жизни» героини по клавирам и либретто разных годов издания. Маддалена – это яркий персонаж оперы. И солистки у нас тоже знамениты своей индивидуальной манерой исполнения. Анна Гичик запоминается слушателям в любой партии. В этой постановке она не только Маддалена, но и графиня Чепрано. Было интересно узнать мнение Анны об одной из ее партий: «Маддалена – это характерная партия в опере. Мне интересно понять сначала этот характер, чтобы создать вокально-драматический образ на сцене.

Читала разные клавиры этой оперы. И как бы восстановила историю жизни Маддалены. Героиня из самых низов общества. В тандеме с братом – убийцей и разбойником, грабит путников, заходящих в кабак. И вот первый раз в жизни Маддалена решает пожалеть жертву, не помогать убивать герцога. Но этот «благородный порыв» проявляется весьма своеобразно: она предлагает убить первого попавшегося человека и отдать в мешке труп. С образом Маддалены связан неожиданный поворот в сюжете оперы».

Лауреат всероссийских и международных конкурсов Дарья Рябинко, известная слушателям как исполнительница партий Ольги («Евгений Онегин»), Леля («Снегурочка»), Любаши («Царская невеста») ответила на вопросы о своем понимании образа Маддалены: «Я эту партию уже исполняла два года назад в спектакле «Парада звезд» вместе с итальянским дирижером Фабио Мастранджелло и итальянским же тенором Леонардо Граменья. Тогда удалось получить полезный опыт, поскольку и опера итальянского композитора. А сейчас мы создаем репертуарный спектакль, благодаря чему у меня есть возможность для более детальной проработки образа. Партию Маддалены надо наполнять драматически, тогда это и на вокале отражается. Не могу сказать, что партия моей героини вокально сложная. Скорее важно понимать, о чем поешь. Маддалена – один из ключевых персонажей в сюжете. Если бы ей не понравился Герцог, она бы не сделала все возможное, чтобы уговорить брата оставить его в живых. Важно, чтобы слушатели не увидели в Маддалене только легкомысленную особу. Я вижу свою героиню женщиной умной, способной добиваться своих целей, она ничего не совершает просто так или случайно. В итоге Маддалена добивается всего, чего хочет».

Во время небольших перерывов на отдых красноярские солисты общались с приглашенным исполнителем партии герцога солистом Софийской оперы Даниелом Дамяновым. Выяснилось, что Даниел практически свободно говорит на русском языке, так как изучал его в школе.

Мы попросили поделиться впечатлениями о красноярском театре и рассказать о своей партии: «Мне нравится работать с коллективом красноярского театра. Все исполнители ведущих партий Риголетто и Джильды порадовали красивыми голосами, во время репетиций оперы я легко нашел общий язык с концертмейстерами и оценил замечательный хор театра.

Партия герцога, которую я буду исполнять в дни премьеры, достаточно сложна с точки зрения вокала, удается не каждому тенору. У меня лирико-драматический тенор, и эта опера позволяет раскрыть весь диапазон лирических интонаций голоса.

Вся партия герцога от начала и до конца кажется мне одинаково сильной, не могу выделить из нее любимых фрагментов, она вся любимая. Каждый раз, когда мой персонаж выходит на сцену, его появление подобно шампанскому или фейерверку: очень красивый дуэт с Джильдой, яркая баллада герцога и вершина всей партии – знаменитая песенка герцога «Сердце красавицы склонно к измене…».

Верди создал гениальный квартет главных героев. Герцог, Маддалена, Риголетто и Джильда поют на сцене вместе, и каждый как бы рассказывает свою историю. Таких персонажей, как герцог, в операх немного. Среди других знаменитых партий теноров не найти более одинокого персонажа. У Альфреда, Хозе, дона Карлоса есть друзья или хоть кто-то из близких. Герцог абсолютно одинок, и в этом тотальном одиночестве я вижу его драму».

С вопросами о партии герцога мы так же обратились к ведущему солисту театра оперы и балета, лауреату всероссийских и международных конкурсов Евгению Балданову. Интересно было узнать его мнение по поводу готовящейся премьеры, поскольку Д. Верди один из любимых композиторов солиста. Евгений исполнял эту партию в старом спектакле театра поэтому вдвойне интересен его рассказ об особенностях новой постановки: «Прежде всего, я рад тому, что спектакль «Риголетто» будет в репертуаре театра. Наличие этой оперы в репертуаре говорит о том, что есть певцы, способные исполнить партии Риголетто, Джильды, герцога.

Я уже не раз говорил о том, что люблю музыку Д. Верди. Для лирических теноров композитор создал такие красивые, показательные партии, как Альфред («Травиата») и герцог. Принцип партии герцога можно назвать номерным или концертным. Практически вся она как бы из отдельных концертных номеров. Мне кажется, что лучше всего характер персонажа, его отношение к жизни отражает баллада герцога. Но я понимаю, что многим слушателям больше нравится знаменитая песенка герцога. Кстати, если интересно, то мне запомнился концертный номер «Песенка герцога» в художественном фильме с участием Марио Ланца «Великий Карузо». Есть еще красивая лирическая ария в начале второго действия. Она тоже может быть концертным номером.

Что касается актерской задачи создания образа, то я прислушиваюсь к режиссеру. А ему важно, как я понимаю, показать взаимоотношения героев, как в драматическом спектакле или фильме – опере. В этом подходе к постановке есть свои «плюсы» и «минусы». Интересно не только спеть партию, но и попробовать сыграть герцога, как в драматическом спектакле. Ведь это яркий персонаж, хотя бы потому что это молодой, красивый, богатый человек. Деньги и положение в обществе позволяют ему наслаждается жизнью. Только у него нет никаких духовных ценностей. Но это уже слушатели должны понять, что герцог – отрицательный персонаж».

Спектакль, как и рассказывал режиссер, напоминает фильм-оперу. Декорации довольно быстро меняются, создавая впечатление совершенно разных интерьеров или пейзажей.

Весь следующий театральный сезон у ценителей искусства оперы будет возможность составить собственное мнение о постановке, послушать совершенно разных солистов, исполнителей ведущих партий.

Yarsk.ru, 22 апреля 2013 г.