Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

09.02.2013

Десять басов, которые покорили Красноярск!

Шестого и седьмого февраля в Красноярском театре оперы и балета проходили гала-концерты IV Международного фестиваля «Парад звезд в оперном». Фестиваль был посвящен 140-летию со дня рождения знаменитого русского баса, первого народного артиста СССР Федора Шаляпина.

«Парад звёзд в оперном»

В начале программы ведущая концерта, кандидат искусствоведения Светлана Войткевич, кратко, но емко рассказала о творческом пути Шаляпина, а в ходе выступлений на экране демонстрировались его фотографии в сценических образах и его портреты русских художников. Так что дух Шаляпина незримо присутствовал в зале.

Можно смело сказать, что открытие фестиваля получилось мощным: торжественно, насыщенно и красиво. А мощью голоса поразили десять басов, исполнившие несколько арий хором. Вот уж грянули дружно «Эй, ухнем» и «Вдоль по Питерской», так грянули! Даже аплодисменты не могли заглушить этот ошеломительный хор.

Кроме солистов красноярского оперного, на сцену вышли известные басы российских и зарубежных театров — Бранислав Ятич (Сербия), Оюнчимэг Хурэлбаатар (Монголия), Константин Москалев (Чебоксары), Георгий Дмитриев (Ташкент), Олег Мельников (Республика Беларусь).

Сюрпризом программы было интернациональное трио басов — Мельников, Москалев, Ятич — «прогремевшие» арией Гремина из оперы А. Чайковского «Евгений Онегин» с детства знакомыми словами: «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну». Кстати, с этой оперы 29 марта 1890 года и началась карьера певца. Вначале он исполнил партию Зарецкого, а через три года на сцене Тбилисского театра вышел в роли Гремина.

Ярким получился выход нашего солиста Анатолия Березина, исполнившего один из своих коронных номеров «Куплеты Мефистофеля». Его выход в сценическом костюме, при шпаге, с мешочком денег и хором театра за спиной произвел неизгладимое впечатление. Казалось, публика напевала вместе с ним хорошо известную мелодию, особенно строки: «сатана там правит бал, там правит бал, люди гибнут за метал…».

За дирижерским пультом друг друга сменяли музыкальный руководитель театра, заслуженный артист России и Монголии Анатолий Чепурной и гостья «Парада» — заслуженный деятель искусств Чувашской Республики Ольга Нестерова.

В концерте прозвучали произведения из репертуара великого русского баса Федора Ивановича Шаляпина: популярные номера из опер «Иван Сусанин» М. Глинки, «Мефистофель» А. Бойто, «Дон Кихот» Ж. Масне, «Дон Карлос» Дж. Верди, «Русалка» А. Даргомыжского, «Макбет» Дж. Верди, «Фауст» Ш. Гуно и другие, а также русские народные песни и знаменитая «Блоха» М. Мусоргского.

После закрытия занавеса на сцене ещё долго царило оживление: артисты оркестра фотографировались с гостями и трогательно прощались с коллегами, не скупясь на профессиональные советы. В гостевой, куда приглашенные на «Парад» артисты заглянули перед сборами, также царило возбужденно-приподнятое настроение. Особенно гости отметили отлично организованную работу всех подразделений театра, о чем своими красивыми голосами пели осанну директору Светлане Гузий и её заместителю Ларисе Юговой.

Ольга Нестерова, как только узнала от меня, что в Красноярске сильная чувашская автономия и есть два народных вокальных ансамбля, сразу стала строить планы на будущее: привезти солистов в одну из опер театра или организовать отдельный концерт артистов из Чувашии…

На этом празднике жизни молчал только солист из Монголии, оказалось, он просто не говорит по-русски. Зато мы быстро нашли общий язык с его переводчиком. В этой роли выступила Б. Эрдэнэтуяа, солистка академического театра оперы и балета из Улан-Батора, десять лет жившая и работавшая в Италии.

— Замечательная, потрясающая певица, — так охарактеризовала её Вера Баранова. Вот и предоставим слово ей, как зрителю и профессионалу.

— Когда ехали сюда, думали, что холодно будет, а нас встретили и окружили таким радушием, таким теплом, что про холод мы и забыли. Люди такие добродушные, а театр,- какой профессиональный! Что меня поразило — это оркестр, он как пластилин, из которого можно вылепит всё, что угодно! Они подстраивались под каждого певца. Тут не только дирижер должен чувствовать, но и оркестр сам по себе. А какое звучание?! Это заслуга Анатолия Чепурного, он смог создать оркестр таким. Он, кстати, нередко дирижирует монгольским оперным оркестром, у нас в республике его ценят и мне очень приятно, что он является Заслуженным артистом Монголии.

И хотелось бы сказать спасибо зрителю. Публика чувствует этот материал, не только русский, но и итальянский репертуар был радушно принят. У меня нет слов! Надеюсь, что этот творческий мост, из басов, будет как-то развиваться. А вашим молодым басам есть стимул совершенствоваться. Я звонила знакомым в Италию и говорю: Здесь десять басов поют одновременно. А меня так серьезно спрашивают: А там штукатурка выдержала? Теноров еще можно собрать, а басы в Европе сейчас редкость, их почти нет, они здесь, в России.

— Кто из исполнителей особенно зацепил, ведь вы их видели впервые?

— Разумеется, кроме своего коллеги, который выступил очень достойно, просто мне не так удобно его хвалить. Я люблю низкие голоса. Когда увидела Бранислава Ятича, как он поет и на сцене себя ведет, я сразу себе сказала: Это Гремин. А когда он спел: «бойца с седою бородой» — зацепил мое сердце до глубины.

Каждый певец имеет свою характеристику и каждый чем-то тронул. У нас есть такое понятие, петь в маску. Маска Олега Мельникова и то как он пел, было бесподобно. Константин Москалев ещё молодой певец, а какие у него красивые нижние ноты. Я в каждого влюблялась, то есть во что-то у каждого из выходивших на сцену. А Георгий Дмитриев проявил, я бы сказала, шикарный артистизм. Как он вдохновенно исполнил монолог Сальери! Он ещё и веселый человек. Он же ростом 2 м 10 см, я его даже спросила, есть ли у него в театре рослые партнерши или все-такие, как я? Пение в опере это не только музыка, это ещё и драма, это актерское мастерство. В лице Дмитриева — это воплощение мастерства!

Шикарный получился концерт. И я рада, что побывала на нем, пусть и в роли переводчика, мне не жаль. Я такие голоса услышала, с такими людьми познакомилась, мне все очень понравилось. Я бы очень хотела выступить, как солистка, в вашем театре. С этой мечтой и уезжаю. Всем организаторам огромное спасибо!

Геннадий КАЛЕДА
Kaleda.ru, 09.02.2013 г.