Отключить

Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

12.06.2012

И гала им мало

Выхода на бис звезд Нуреевского фестиваля уфимцы ждут годами

На прошлой неделе в столице Башкирии завершился балетный фестиваль имени Рудольфа Нуреева. 18-й праздник танца продолжался в Башкирской опере больше недели: любители балета увидели два гала-концерта, а также спектакли, в которых танцевал и очень любил Нуреев. Уровень юных дарований, выступивших на первом гала, оказался скромнее, чем в прошлом году, а исполнителей, приглашенных на финальное гала-шоу, – выше. Без преувеличения каждый номер концертной программы становился событием, в целом создавая грандиозное впечатление. В некоторые моменты гала-концерт вызвал ощущение дежавю: в этом году организаторы решили повторить триумфальные номера минувших фестивалей.

Магия Востока

Балетный фестиваль имени Рудольфа НурееваВ «Жизели», «Дон Кихоте», «Лебедином озере» и «Баядерке» блистали солисты Мариинского, Михайловского и Большого театров, Венской государственной оперы и Национальной оперы Украины имени Шевченко. Фестиваль традиционно открылся премьерой – балетом в постановке Юрия Григоровича «Корсар».

Уже второй год Башкирская опера завораживает зрителей Нуреевского роскошно декорированной восточной историей. В 2011-м фестиваль открылся балетом Кара Караева «Семь красавиц». Сюжетная интрига по-прежнему закручена вокруг прелестницы, вскружившей голову главному герою. Декорациями нынешней мелодраматичной истории служат то восточный базар, то остров корсаров, то дворец знатного вельможи, поражая воображение буйством красок. Любовную идиллию корсара Конрада и Медоры пытается разрушить злодей, роль которого второй год подряд примеряет на себя Андрей Брынцев, неизменно восхищающий публику своей невероятной легкостью и прыгучестью.

В заглавной же роли выступил Ильнур Гайфуллин. Этот выбор постановщиков вызвал неоднозначную реакцию. Если приглашенные на фестиваль танцовщики весь пот и кровь нечеловечески сложного балетного ремесла оставляют в репетиционном зале, а зрителю дарят праздник танца, то Ильнур и на сцену выносит черновую работу со всеми ее огрехами. Всем своим существом танцовщик демонстрировал, что технически сложная партия далась ему каторжным трудом: и на сцене с его лица не сходило мученическое выражение. Не очень удачный образ Гайфуллину создали и художники театра: гримеры переборщили с «загаром», и Конрад больше напоминал подросшего арапчонка из третьего акта, а костюмеры обтянули торс артиста изысканной золотистой тканью, которая не сделала его героя мужественнее. Отточенностью движений не отличалось и па-де-де из балета, исполненное Гайфуллиным на «молодежном» гала-концерте.

Мастер-класс уфимцу преподал солист Мариинки Игорь Колб, исполнив на финальном гала-концерте в паре с Оксаной Скорик па-де-де из «Корсара», без которого, к слову, не обходится практически ни одно представление, завершающее фестиваль. После номера питерцев не осталось никаких сомнений, что Конрад должен быть именно таким. Между тем в уфимском «Корсаре» засияла новая звезда - Ирина Сапожникова, исполнившая главную женскую партию. Можно смело заявить, что в башкирском театре на одну приму стало больше, пусть пока и неофициально. Очень тепло публика принимала Руслана Абулханова и Валерию Исаеву, представивших pas d`esclave. Главный комический образ – Сеида-пашу – в балете исполнил Ринат Абушахманов. Поскольку роль не особо танцевальная, то требовала таланта драматического актера. Ринат с ней справился блестяще, создав водевильно-гротесковый образ – самый запоминающийся в постановке. Не менее карикатурный типаж представил Арслан Зубайдуллин, корячившийся за работорговца Ланкедема.

Сценой из другого спектакля, будто по ошибке попавшей в «Корсар», смотрелся «Оживленный сад». И без того колоритная постановка легко обошлась бы без этой танцевальной оранжереи – отрывок добавил цветистому спектаклю излишней приторности. Возможно, что хореографам непременно хотелось задействовать простаивающий женский кордебалет, потому картина на музыку Лео Делиба и попала в постановку.

Балетный фестиваль имени Рудольфа НурееваТанцуй, пока молодой

Четвертый год подряд уфимцы могут оценить молодых танцовщиков и открыть для себя новые имена: компания «Содружество» вывела на сцену Башкирской оперы лауреатов международных конкурсов. Правда, гала-концерт юных дарований оказался скромнее, чем в прошлом году.

Не оставило уфимцев равнодушным выступление пары из Красноярска. Анна Оль и Дмитрий Соболевский необыкновенно чувственно исполнили два номера – открыли концерт фрагментом из «Жизели» и завершили адажио из «Ромео и Джульетты».

Безупречное владение техникой классического танца продемонстрировала самая взрослая пара среди молодежи Анна Жукова и Владимир Морозов, выбравшая для концерта отрывки из «Спартака» и «Весенних вод». Во время выступления воспитанников Юрия Григоровича из Краснодара придраться было действительно не к чему, но душевности в исполнении артистам явно не доставало.

Казалось, что юные дарования представят больше современной хореографии, но, к сожалению, публика увидела лишь три номера. Ринат Абушахманов поставил для Риммы Закировой и Сергея Бикбулатова очень проникновенный номер «Умырзая» («Подснежник»). Также в современном стиле отличились танцовщики из соседней Татарии: Михаил Тимаев под музыку Тирсена пластично маялся, «Выбирая цель», а его коллеги по театру Джалиля Кристина Андреева и Олег Ивенко станцевали «Утро» на мотив Нино Рота. К слову, другой номер казанцев – из «Арлекинады» – показался уфимской публике самым ярким и живым.

Пусть и не совсем техничный, но невероятно обаятельный и улыбчивый солист и его парящая партнерша из Татарской оперы очаровали зрителя. Действительно, игривая роль подходит танцору невероятно. Совсем иной исполнительский уровень продемонстрировал любимец уфимской публики Дину Тамазлакару, блеснувший все в том же па-де-де из «Арлекинады» в паре с уфимкой Ириной Сапожниковой на финальном гала-концерте. В солисте Берлинской оперы сошлось уже и обаяние, и мастерство. 

Справедливости ради нужно отметить, что уровень исполнителей, приглашенных на финальное гала-шоу, оказалось на порядок выше, чем в прошлом году. Без преувеличения каждый номер концертной программы становился событием, в целом создавая грандиозное впечатление.

Настоящим открытием для уфимцев стали солисты Национальной оперы Украины Наталья Мацак и Денис Недак. «Классическое па-де-де» Джорджа Баланчина и особенно трагичный дуэт из балета «Красная Жизель» Бориса Эйфмана, без сомнения, стали лучшими номерами концерта.

Саори Коике и Егор Мотузов из «Кремлевского балета» оказались не менее органичной парой: одинаково невысокие и крепко сбитые артисты прекрасно дополняли друг друга, но не смотрелись аристократами сцены, как, например, украинцы.

Балетный фестиваль имени Рудольфа НурееваПрима без грима

Недооцененными остались выступления примы Венской оперы Людмилы Коноваловой и премьера Большого театра Дмитрия Гуданова, которые открывали гала-концерт «Спящей красавицей», а также солистов Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. «Призрачный бал» Анастасии Першенковой и Станислава Бухараева показался публике слишком призрачным, а вот философской «Дорогой» на музыку Элтона Джона танцовщики внимание к себе привлекли. 

Своеобразным «музыкальным» диптихом на сцене прозвучала оригинальная «Виолончель» Сабины Яппаровой и Андрея Касьяненко из Михайловского театра и «Каприччио №24» –номер на музыку Паганини, с которым Дину Тамазлакару вышел следом.

В некоторые моменты гала-концерт вызвал ощущение дежавю: в этом году организаторы решили повторить триумфальные номера солистов Берлинской оперы, а также учащихся Башкирского хореографического колледжа имени Нуреева, выступивших на минувших фестивалях. Например, выхода на бис Михаила Канискина с партнершей уфимцам пришлось ждать год, а блистательный номер «Буржуа» Дину Тамазлакару и сюиту из балета «Гаянэ» воспитанников училища и того больше – два года.

Юные солисты вырастают и их место на сцене занимают другие, но неизменным остается одно – необыкновенный энтузиазм и свойственная только юным талантам самоуверенность, с которой ученики выходят в финале форума наряду с состоявшимися танцовщиками.

Поскольку восторженная реакция зрителей секрета уже не представляла, прибывшие из Берлина артисты эффектно завершали первое и второе отделение концерта. Вот только в пародийном па-де-де на музыку Россини Канискин вышел уже с другой партнершей, чего многие завсегдатаи фестиваля и не заметили.

Если в прошлом году комическим талантом зрителя сразила прима Штутгартского театра Алисия Аматриан, то теперь Михаил танцевал в столице Башкирии со своей коллегой по Берлинской опере Элизой Каррийо Кабрера. Но не заметить «подмену» было невозможно: примы разительно отличались друг от друга. И не только тем, что та – блондинка, а нынешняя солистка – брюнетка.

Не в пример Элизе Алисия не боялась быть некрасивой: при исполнении шутливого номера корчила рожи, уморительно извращала классические балетные па, феерично закончив партию с сумочкой в зубах. Между тем г-жа Кабрера предстала «приличной» балериной, юморила в танце меньше. В «серьезном» дуэте из балета «Караваджо» партнерша Михаила смотрелась более органично.

Дмитрий СТЕКОЛЬ
"МЕДИАКОРСЕТЬ", 12.06.2012 г.