Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

15.05.2015

Неизменный успех у детей и взрослых

С ноября 2008 года Красноярский театр оперы и балета радует своих маленьких зрителей, их родителей, бабушек и дедушек музыкальной сказкой Геннадия ГЛАДКОВА «Бременские музыканты».

«Бременские музыканты»В начале мая этого года мы с сыном вновь побывали на детском спектакле «Бременские музыканты». До чего же мы любим этот спектакль нашего оперного театра! Премьера сказки состоялась 2 ноября 2008 года. И за минувшие 5 лет мы посмотрели этот спектакль семь раз! Я, конечно, большой любитель классики и классических опер (а музыка «Бременских музыкантов» стала, безусловно, великолепной классикой), поскольку в юности, учась в МГУ имени М.В. Ломоносова, несколько раз в месяц в течение 5 лет регулярно посещала Большой театр, на всю жизнь полюбила неувядаемую классику и все любимые оперы слушала многократно в разных театрах, на пластинках и дисках. Но чтобы так много раз посещать спектакль в одном театре – семь раз в нашем оперном! Больше спектаклей в одном театре я посетила только, слушая оперу «Евгений Онегин» в Большом театре, когда ведущие партии исполняли мои самые любимые певцы юности – незабвенные народные артисты СССР Галина Павловна Вишневская (Татьяна) и Евгений Гаврилович Кибкало (Онегин). Тогда мне посчастливилось услышать Г.П. Вишневскую и Е.Г. Кибкало в «Евгении Онегине» восемь раз! Но, окончив учёбу в МГУ, я уехала из Москвы, а здесь у нас сказка «Бременские музыканты», надеюсь, будет долго в репертуаре театра, и мой собственный рекорд будет побит.

Я говорю о неизменном успехе этой сказки, поскольку на каждом спектакле был аншлаг и билеты нужно было покупать за несколько недель до показа сказки. В зале постоянно очень много детей, дошкольников и подростков, и приём всегда самый горячий. Таким замечательным образом театр приобщает юное поколение к прекрасной музыке, воспитывает у детей любовь к театру и готовит будущих зрителей оперного театра. И это правильно.

Теперь о самом спектакле. Эта музыкальная сказка Г. Гладкова, либретто В. Ливанова и Ю. Энтина, была поставлена режиссёром и автором хореографии Марианной Кайдани; музыкальный руководитель Наталия Буш; художник-постановщик Елена Родионова; хормейстер Анастасия Москаликова. Постановочная группа сделала сказку яркой, красочной, весёлой. Декорации, лёгкие и изящные, легко превращали дворец в лес, а лес во дворец, в этом помогали матерчатые задники, красиво разрисованные. Следует отметить интересную работу художника и в создании костюмов, которые очень украсили сказочный спектакль. Лёгкие наряды главных героев, Трубадура и Принцессы; сказочный костюм у умного Шута; очаровательные костюмы животных – музыкантов; тяжёлый костюм и парик у Короля подчёркивает отсутствие большого ума; роскошные костюмы придворных; весёлые, с красивыми слюнявчиками костюмы стражников и оригинальные и задорные костюмы разбойников. Зал весело хохочет, когда разбойники во втором действии проходят через лес, нарядившись в яркие костюмы, якобы национальные, и совершенно необыкновенные костюмы обеих «противоборствующих» сторон во втором действии, на «смотре женихов».

Сейчас никого не удивишь режиссёрским приёмом, когда действующие лица проходят на сцену через зал. Мы видели этот приём в разных театрах, в спектаклях не только для детей, но и для взрослых. А ведь режиссёр Марианна Кайдани поставила сказку ещё в 2008 году и уже тогда применила этот приём. На радость детям через зал ходят Трубадур и его друзья, Атаманша и разбойники, придворные Короля – и всё это под незабываемую знакомую всем музыку и громкие аплодисменты юных зрителей.

Режиссёр М. Кайдани подобрала великолепный актёрский состав для сказки: вокалисты с прекрасными голосами не только отлично поют, но и танцуют, фехтуют, легко двигаются по залу и по сцене, при этом разыгрывают интересные диалоги, что нечасто услышишь в оперном театре. Как же мне приятно писать о наших талантливых солистах-вокалистах! В роли Трубадура я видела обоих исполнителей – Александра Михалёва и Алексея Соколова. Они оба молодые, красивые, обладают чудесными баритонами, и все арии Трубадура в их исполнении действительно незабываемы. Алёшу Соколова я знаю с самого детства, когда он одно время учился в школе № 33 (теперь гимназия № 2), в средних классах. Поэтому с большой радостью, с удовольствием наблюдаю его становление как певца. Помню его в спектаклях и концертах музыкального театра, где Алёша начинал творческую карьеру, особенно запомнился он мне в роли древнегреческого «олигарха» Мидаса в оперетте «Прекрасная Галатея». Потом Алёша перешёл в оперный театр, где я с удовольствием слушала его не только в детской сказке, но и в концертах, в опере В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро», в новой комической опере «Viva La Mamma!» Гаэтано Доницетти, где он исполнил роль Композитора. Надеюсь, что творческий рост Алёши продолжится, и мы услышим его в других серьёзных партиях.

Чаще всех в роли Трубадура мы видели лауреата международных конкурсов Александра Михалёва. Красноярск очень любит этого талантливого человека. Саша солист нашей оперы, в то же время он талантливый композитор, член красноярской организации Союза композиторов России. Как композитор и солист-баритон в его кантате «Псалмы Давида» он блестяще выступил на пленуме Союза красноярских композиторов. Довольно долгое время Саша участвовал только в детских операх, но в последние годы мы были счастливы услышать Сашу в серьёзных партиях. Никогда не забуду его исполнение партии Евгения Онегина 4 декабря 2014 года. Он был великолепный Онегин. Говорю об этом со знанием дела, ведь я слышала блистательного Онегина – Е. Кибкало! Я совершенно согласна с известным музыковедом Любовью Георгиевной Лаврушевой, которая в статье «Приношение великой певице» о VI фестивале «Парад звёзд в оперном» написала: «Если бы фестивальная публика увидела и услышала его (Сашиного) Евгения Онегина, то убедилась бы, что профессиональный уровень Михалёва не уступает столичному. Да и внешне наш Онегин более аристократичен, нежели петербургский певец, солист Мариинского театра Владимир Мороз» (газета «Красноярский рабочий» от 31 марта 2015 года).

Вот такой талантливый человек наш Саша-Трубадур. Он и его друзья-музыканты – дружная команда. Молодые актёры играют преданных друзей радостно и искренне: Кот – Юлия Лобастова, Петух – Алексей Перепрыгин, Собака – Наталья Тарасова, Осёл – Владимир Комович. Наши великие предшественники всегда говорили, что и писать для детей, и играть нужно так же, как для взрослых, только ещё лучше. Вот именно так играют все актёры в нашей сказке: они искренни, естественны, органичны. И в этой дружной команде музыкантов ярко выделяется лауреат международных конкурсов Владимир Комович. Он высокий, статный, умный, обладает красивым голосом, замечательный молодой бас в нашем театре!

Как всегда бывает в сказках, все персонажи делятся на положительных и отрицательных. В нашей сказке отрицательные герои – это разбойники во главе с Атаманшей и глупые стражники. Но они все такие славные и очаровательные, добрые и симпатичные, что дети на них совсем не злятся, а только смеются и аплодируют. Уже несколько раз в роли разбойника и Гениального Сыщика мы видели и слышали Дмитрия Рябцева. Мы с интересом наблюдаем, как растёт мастерство Дмитрия с каждым выходом на сцену. Уходят его неуверенность и робость, улучшается актёрское мастерство, всё крепче и красивее становится его голос. Я много раз слышала Диму в прошлом сезоне, потом было его участие в творческой лаборатории «Siberian Solo», где он занимался с великолепными педагогами и многому научился. Желаем Диме постоянно совершенствоваться, чтобы достичь настоящих высот.

Абсолютное украшение спектакля – предводитель разбойников Атаманша, роль которой великолепно исполняет Ольга Артуровна Ран. С самого первого появления в спектакле Атаманша – Ольга Ран – своей блестящей игрой и великолепным меццо-сопрано  захватывает публику, и ей достаётся больше всех аплодисментов. Каждый раз, когда мы приходим на эту сказку, мы с огромным восторгом видим и слышим прекрасную певицу и актрису Ольгу Артуровну Ран. Поэтому мне так хочется написать о ней. Как хотелось бы услышать её в концертах театра! Справедливо заметила в своём материале «Сцена для талантливых» журналист и театрал из Дивногорска Светлана Шидловская: «Ограничен круг выступлений Ольги Артуровны Ран, меццо-сопрано с очень богатым музыкальным прошлым» («Красноярский рабочий» от 31.01.2015). Не случайно вспомнила об этом журналист Светлана, поскольку она видела и слышала певицу в расцвете её творчества. В 1977 г. Ольга Ран была принята солисткой только что открывшегося в Красноярске театра оперы и балета. За почти 40 лет служения нашему театру Ольга Артуровна пела все партии меццо-сопрано в спектаклях театра. Её партнёрами по сцене были знаменитые певцы Анатолий Соловьяненко в «Риголетто» и «Князе Игоре»; Евгений Нестеренко в «Борисе Годунове». Много раз выступала она на пленумах советских композиторов в Москве, где исполняла песни в присутствии всех известных и гениальных композиторов страны от Т.Н. Хренникова до Д.Д. Шостаковича. Ольга Артуровна исполняла много камерной музыки, участвовала в камерных вечерах в Прибалтике, разных республиках страны. Вместе с нашим театром Ольга Артуровна объездила весь Советский Союз, во всех городах были аншлаги, цветы; все города радостно встречали наш молодой театр, у которого был интересный репертуар, красивые и талантливые исполнители. Именно поэтому нам так хотелось бы видеть и слышать Ольгу Ран в концертах нашего театра, возможно, в операх, ведь в роли Атаманши Ольга Артуровна была такая молодая, заводная, быстрая, красивая и совсем не выбивалась из ансамбля молодых исполнителей, наоборот, дополняла состав артистов, дополняла его своим мастерством и задором. Здоровья ей и творчества!

В роли Принцессы мы часто видели солистку театра Екатерину Кочетову. Её Принцесса милая, кроткая, романтичная. Она очень нравится ребятишкам. Когда я повела за кулисы деток моих друзей, чтобы познакомить их с исполнителями, младшая девочка потребовала: «К Принцессе! К Принцессе!».

Роли Короля и Шута исполняют всегда Альберт Шестаков и Вячеслав Нечипуренко. В очередь с ними не играет никто. Они оба очень хороши в этих ролях. Король такой  смешной, глуповатый, а Шут, наоборот, – добрый и умный, ведёт всё действие сказки. Он чётко и забавно озвучивает все остроумные шутки авторов, повторяя: «Король и Шут с ним». В спектакле также великолепные охранники короля: Николай Мишенёв и Рустам Исанов славно играют и прекрасно поют, зал им громко аплодирует. Вот такой весёлый и яркий спектакль радует ежемесячно и детей, и взрослых, имеет неизменный успех, собирая полные залы. Хочется снова и снова благодарить администрацию нашего театра оперы и балета, персонально директора театра Светлану Владимировну Гузий за то, что в нашем театре такие талантливые постановщики, такие великолепные солисты-вокалисты, и мы, любители оперы, преданные друзья Красноярского оперного, искренне благодарим театр за бережное отношение к неувядаемой классической опере.

Любовь ШЕЙКО
«Красноярская газета» №31, 15.05.2015 г.