Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

05.03.2003

Опера с большой буквы

25 лет своего существования Красноярский театр оперы и балета решил отметить, если и не с размахом, то, во всяком случае, очень достойно. Сейчас в театре полным ходом идет экспериментальная постановка оперы Сергея Прокофьева "Дуэнья". Экспериментальная потому, что ставит ее режиссер драматического театра В. Гурфинкель, хорошо известный красноярским театралам по своим успешным постановкам в театре Пушкина и Музыкальной комедии. Теперь мастер решил попробовать себя в опере, и, судя по его предыдущим работам, спектакль должен получиться очень веселым и, уж во всяком случае, необычным. Так что лично я с нетерпением жду премьеры, ориентировочно назначенной на конец марта.

Но одними премьерами театр ограничиваться не собирается. Все-таки четверть века за спиной, за которые наш оперный сумел занять далеко не последнюю строчку в "табели о рангах" отечественных музыкальных театров. Так что очень трогательно звучит название проекта, созданного в связи с этим знаменательным событием: "Музыкальное подношение театров России к юбилею Красноярского оперного" - это значит, что на протяжении всего года нас будут радовать своими гастролями лучшие музыканты страны. Значит, надо внимательно следить за афишей, ибо другой такой возможности, не выезжая из Красноярска, познакомиться с лучшим из того, что предлагают российские музыкальные театры, не найти. (Ожидаются "приношения" от Саратовского, Екатеринбургского, Пермского, Новосибирского, Тбилисского и Большого театров - в общем, "праздник меломана")

Поскольку за афишей я как раз слежу постоянно, то уже за неделю знала, что вечером второго марта, одев все самое нарядное, отправлюсь в театр оперы и балета на спектакль "Риголетто". И хорошо, что за неделю, потому что достать билет за день было бы невозможно - слишком уж велик был ажиотаж вокруг приезда двух приглашенных "звезд" - тенора из Большого тетра Андрея Дунаева, исполнявшего партию герцога, и, уже хорошо известного красноярской публике, солиста Пермской оперы Валерия Тюменцева в роли, собственно, Риголетто.

Поскольку Андрей Дунаев, в отличие от Валерия Тюменцева, не очень известен в Красноярске, представлю его поподробней, тем более что, на мой взгляд, это имя надо запомнить. Родился он в Саяногорске, то есть, отчасти, он "наш сибирский". Правда, все его обучение и становление, как творческой личности, это заслуга Москвы - Московская консерватория (для знатоков, класс профессора Скусниченко), затем сразу же Большой театр, где он дебютировал в партии Альфреда в "Травиате". Сейчас он с успехом вошел в репертуар театра с партиями Ленского ("Евгений Онегин"), Владимира Игоревича ("Князь Игорь"), и Рудольфа в ("Богема"). Кстати, "Богему" с его участием у нас есть возможность послушать 6 марта, и, судя по тому, каким был в его исполнении герцог, Рудольф не только украсит нашу красноярскую постановку, но, вполне возможно, заставит нас посмотреть на нее по-новому. Так что, в четверг... Для полноты картины надо сказать, что в свои 34 года (а со сцены он смотрится еще моложе), Андрей Дунаев успел стать лауреатом таких международных конкурсов, как "Belle Voce"(1998), "Neue Stimmen" (1999), "Orfeo"(2000) и 12 Международного конкурса им П.И. Чайковского. Он также финалист и обладатель специального приза международного конкурса в Вене "Belvedere - 2000", а в этом году был приглашен для участия в программе немецкого телевидения "Stars von Morgen", в которой молодых исполнителей представляет публике Монсеррат Кабалье. Сразу из Красноярска Дунаев едет на гастроли во Францию, и вообще его график расписан на 2 года вперед...

Валерий Тюменцев, как я уже сказала, не впервые выступает на красноярской сцене. Лауреат государственной премии, народный артист России и гордость Пермского академического театра оперы и балета уже успел покорить нас во время своих предыдущих гастролей, поэтому его участие в спектакле заведомо было событием - роскошный драматический баритон, "лучший Риголетто России" в своей звездной роли - да ради одного этого стоило отложить все свои дела и отправиться в театр! А те, кто не смог отложить их в воскресенье, имели шанс посмотреть с его участием "Царскую невесту" вчера...

Но вернемся к "Риголетто". В зале, что называется "яблоку негде было упасть", так что некоторые вынуждены были сидеть даже на ступеньках. За дирижерским пультом маэстро Чепурной. Кроме уже названных исполнителей, в спектакле также принимали участие Вера Баранова, засл. артист России Анатолий Березин, Григорий Консур и Ольга Ран.

Должна сказать, что "Риголетто" - одна из моих любимейших опер. Она удивительно стройна и гармонична по своей драматургической логике, гениальна по музыке и настолько зрелищна, что покоряет людей даже очень далеких от оперного искусства. Поэтому удачное исполнение именно этой оперы я всегда воспринимаю очень эмоционально. В этот же вечер это было не просто "удачное исполнение", это был настоящий успех. И писать о нем, вспоминая и переживая все заново, отдельное удовольствие!

Отмечу, что партия Риголетто считается одной из сложных в мировом оперном репертуаре, как в драматическом, так и в вокальном плане. Она, скажем так, показательная для любого баритона. Но то, что творил, именно творил в этот вечер на сцене Валерий Тюменцев, невозможно назвать просто исполнением партии. Это была жизнь, это была трагедия, как она есть. Вокал и игра были настолько неразрывно связаны друг с другом, что порой было непонятно, где заканчивается одно и начинается другое. Боль, отчаяние, любовь, обида, жажда мести - оголенные чувства по оголенным нервам. Впечатление было настолько сильным, что приводило всех, находящихся в зале, в состояние оцепенения. А такого потрясения от знаменитой арии Риголетто " Куртизаны, исчадья порока", я вообще никогда не испытывала, хотя неоднократно слышала ее в исполнении прославленных оперных певцов.

Вообще весь спектакль отличался удивительной "ансамблевостью", может быть, за исключением Маддалены - Ольги Ран, исполнение которой было достаточно колоритно, но, на мой взгляд, не очень вписывалось в конкретно этот состав. В остальном же, все было настолько гармонично, что наслаждаться происходящим не мешал даже такой родной, но такой, мягко скажем, несобранный оркестр нашего театра. Джильда - Вера Баранова, была в этот вечер чудо как хороша, покоряя зал своими прозрачно-легкими колоратурами, а присутствие на сцене обворожительного Андрея Дунаева, вдруг придало ее игре настоящую искренность (чего, на мой взгляд, не всегда хватает ей в других спектаклях).

Ну и, конечно, герцог. Глядя на него, вспомнились рассказы бабушки о былых временах, когда у знаменитых теноров (например, Лемешева), были свои партии поклонниц, которые осаждали их дома, готовы были целовать следы своего кумира и отдать жизнь за один его взгляд. (Кстати, почему такие поклонницы были именно у теноров - непонятно)... Природа наградила Андрея Дунаева прекрасной сценической внешностью, удивительно нежным лирическим тембром, искренностью в актерстве и... остальное, я думаю, как-то - техника, профессионализм и уверенность в себе - это, конечно, работа, работа и еще раз работа! Другими словами, в герцога можно было влюбиться, что и сделала Джильда. А то, что свою партию Дунаев исполнял на итальянском языке, ничуть не мешало действию, а даже напротив, придавало герцогу дополнительный пижонский шарм. Да и музыка Верди на итальянском звучит все-таки несравнимо естественнее, чем на русском. А голос! Удивительно ровный, наполненный в середине и блестящий на верхах (хотя это и не единодушное мнение), он позволял наслаждаться музыкой и не думать, как это частенько бывает, справится или не справится тенор с трудным местом. Право же, это было великолепно!

Ну что еще сказать? Что после закрытия занавеса зал буквально взорвался аплодисментами и очень долго не хотел отпускать актеров со сцены криками "браво!"? Что если бы весь восторг и благодарность зрителей можно было материализовать, то это бы был грандиозный фейерверк? Все было именно так! Потому что в этот вечер в театре была Опера с большой буквы, та, что вызывает слезы восторга, и остается в памяти на всю жизнь. А это, согласитесь, случается нечасто.

Хотя, что Бога гневить! Эта неделя была щедра на памятные спектакли - в Пушкинском гастролировал японский театр кукол, и это надо было видеть, но... об этом в следующий раз.

Кристина ШТУЧКИНА
Newslab.ru, 5 марта 2003 г.