Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

16.02.2015

Оперной диве посвящается

«Парад звезд в оперном» в этом году открылся гала-концертом победителей и участников конкурсов Фонда Ирины Архиповой. Имя этой знаменитой певицы стало изюминкой очередного праздника оперного искусства в Красноярске. В 2015 году оперной диве исполнилось бы 90 лет, и Красноярск стал первым городом, почтившим память российской звезды.

Только именем на афишах

«Парад звезд в оперном»Фестиваль оперного искусства проходит в Красноярске уже в шестой раз, но каждый год преподносит зрителям сюрпризы. В 2013 году вспоминали Федора Шаляпина. 2014-й проходил под эгидой произведений трех русских композиторов – Римского-Корсакова, Глинки и Мусоргского. Нынче фестивальные дни связаны с именем оперной певицы Ирины Архиповой.

Ирина Константиновна – легенда советской и российской оперной сцены. Она окончила Московский архитектурный институт и даже была автором нескольких архитектурных проектов, но выбрала оперную сцену. Начинала петь в Свердловском театре оперы и балета, а уже через два года блистала на сцене Большого театра в Москве. Поворотным в ее судьбе стал дуэт в «Кармен» с Марио дель Монако. Великий тенор оценил незаурядный талант своей московской партнерши, и через год Ирина уже пела с ним в Риме и Неаполе.

В начале 1960-х Архипова стала первой певицей из СССР, выступавшей на родине бельканто. Она блистала на всех главных мировых сценах – в Ла Скала и Гранд-опера, в Ковент-Гардене и Метрополитен-опера, болонском театре Комунале и античном амфитеатре в Оранже. Тем не менее оставалась верной своей родине, участвовала в поиске новых талантов на различных конкурсах и помогала им подниматься, создав свой фонд. Последнюю арию Ирина Константиновна спела в 81 год, а через четыре года скончалась. В 2015-м ей исполнилось бы 90 лет.

Фонд Ирины Архиповой продолжает работать и помогать молодым талантам. При поддержке фонда и был организован очередной фестиваль «Парад звезд в оперном». Владислав Пьявко – последний супруг Ирины Архиповой, ее сценический партнер и сподвижник — лично прибыл в Красноярск, чтобы открыть череду юбилейных торжеств и представить участников красноярского события.

– Мы много слышали о красноярском фестивале, – говорит Владислав Пьявко. – Это парад всевозможных школ, направлений в музыкальном искусстве. Но и соревнование. Когда приезжают столичные солисты, местные не хотят ударить в грязь лицом и полнее раскрывают свои возможности. От этого выигрывает зритель, потому что в ходе соревнования повышается градус спектаклей. Все эти флюиды идут в зал и будоражат даже спящего зрителя.

Ирина Архипова и Владислав Пьявко давно хотели приехать в Красноярск, но сделать это им не позволял гастрольный график. На фестиваль имени своей жены Владислав Иванович прибыл один, но имя Ирины Архиповой все же появилось на афишах.

Это просто Сон

«Парад звезд в оперном»Ирина Архипова как концертная певица исполнила более 800 произведений. Для красноярского фестиваля выбрали лишь несколько наиболее значимых для нее произведений – «Кармен», «Царская невеста», «Аида», «Борис Годунов». Спектакли, в которых когда-то блистала звезда русской оперы, пройдут во время «Парада звезд в оперном». Петь в них приглашены победители и лауреаты конкурсов Фонда Ирины Архиповой и ведущие солисты Мариинского театра, Большого театра, Новой оперы, Сербского национального театра, Измирского театра оперы и балета (Турция) и других. Полтора фестивальных месяца красноярцев будут радовать своим искусством более 30 солистов и дирижеров из семи стран мира.

Открылся фестиваль 1 февраля большим гала-концертом. В нем впервые на сцену Красноярского театра оперы и балета вышел солист из Кореи. Ли Ен Сон – также лауреат конкурса Фонда Ирины Архиповой. Награду этот артист получал из рук самой прославленной певицы. Как вспоминает Владислав Пьявко, тогда кореец завоевал не менее пяти конкурсных наград. А Ли Ен Сон признается: знакомство с Ириной Архиповой и участие в красноярском «Параде звезд», посвященном ей, — честь для него.

– Ирина Архипова и Владислав Пьявко – звезды. Знакомство с ними для меня был сон, – говорит Ли Ен Сон. – Я мечтал петь с ними, выступать в Большом театре. Но легче стать президентом Кореи, чем воплотить мечту в реальность.

Корейский певец — поклонник русской оперной школы, он с удовольствием поет русские народные песни, потому что считает: корейцы и россияне похожи душами. На гала-концерте красноярцы услышали: чувства, которые вкладывает в песни Ли Ен Сон, совпадают с амплитудой дыхания зала.

Премьера раскрывает страхи Верди

«Парад звезд в оперном»«Парад звезд в оперном» ежегодно радует своих зрителей и слушателей премьерами. Именно так – в фестивальные дни – репертуар нашего оперного пополнился «Амадеем», «Любовным напитком», «Риголетто». Нынче на суд зрителя представили довольно сложную и спорную вещь – «Реквием» Джузеппе Верди.

Это произведение исполняется довольно редко, не каждый театр может похвастать наличием непростого посвящения (а «Реквием» – посмертное посвящение писателю Алессандро Мандзони, другу и кумиру Верди) в своем репертуаре. Специалисты отмечают: его масштаб и сложность требуют объединения мощного дирижерского начала и серьезных вокально-инструментальных сил. Сегодня «Реквием» можно услышать лишь в лучших оперных театрах мира – Ла Скала, Метрополитен-опера, Королевском театре в Мадриде и Ковент-Гардене. А теперь и в Красноярском оперном.

Интересно, что «Реквием» Верди – единственное крупное произведение этого композитора, которое не является оперой, но при этом вошло в историю музыки как самое театральное воплощение традиционной церковной заупокойной службы. Но звучит произведение не как отпевание, а как драма человеческой смертности.

Режиссер-постановщик спектакля Надежда Столбова отмечает: в свое время Верди завещал не театрализовать «Реквием», и в Красноярском оперном с уважением отнеслись к пожеланиям композитора.

– Отчасти мы выполнили его завет, – говорит Надежда Столбова. – Для меня эта премьера прежде всего музыкальная. У нас нет постановки в прямом смысле слова, все будет по классическим канонам – на сцене оркестр, перед ним стоят солисты, хор, сидящий на высоком станке времен Шекспира, возвышающийся над всеми.

Театральности этому произведению добавит видеоряд. Это новое веяние в оперном искусстве, но для подобных произведений просто необходимое. Музыку сопровождают серии офортов Франсиско Гойи, репродукции работ Микеланджело и фотографии готических соборов, где и исполнялось первоначально это произведение.

Режиссер-постановщик надеется, что при помощи этих проекций зритель услышит и, главное, поймет музыку Верди, почувствует животный страх перед смертью, заложенный композитором в это произведение.

Елена ЛАЛЕТИНА
"Наш Красноярский край", 16.02.15 г.