Отключить

Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

25.11.2010

Россия не должна разбрасываться гениями

В Красноярском хореографическом колледже в рамках I Всероссийского форума "Балет – XXI век" состоялся круглый стол на тему "Традиции отечественной хореографии – танцующий актёр", посвящённый легенде русского балета Галине Улановой.

"Балет – XXI век"Мероприятие получилось довольно представительным – достаточно сказать, что участие в нём приняли три народные артистки СССР, но меньше всего похожим на круглый стол, поскольку в течение запланированных двух часов непременно хотя бы по разу должен был высказаться один из множества столичных гостей. Конечно, главным образом вспоминали Галину Сергеевну Уланову, но, пусть и вскользь, касались сегодняшних проблем российского балета. "Когда школа потеряла некую внутреннюю связь, что-то исчезло", – высказал мнение народный артист России, профессор Санкт-Петербургского университета культуры Николай Боярчиков, который вспомнил не только о Галине Улановой, но и об окружавших её великих танцовщиках Вахтанге Чабукиани, Татьяне Вечесловой, Марии Семёновой, Наталии Дудинской.

Николай Николаевич с горечью отметил "страшные дела", когда журналисты осмеливаются плохо писать об Улановой, старательно выискивая в её жизни негатив. "Мы теряем надежду и веру, – сказал Николай Боярчиков. – Страна разбрасывается талантами и гениями!" Он привёл потрясающий по своей дикости пример, когда в столице на музейный памятник, в стенах которого в самом центре Москвы располагается старейшая в России балетная школа, начала претендовать некая структура, желая открыть в этом здании крупный торговый центр и оправдывая свои действия такими словами: "Занимаются дурацким искусством в таком прекрасном месте!" Слава Богу, здание удалось отстоять. Подчеркнув, что за последние 15-20 лет в крупных городах страны не было поставлено ни одной значительной балетной премьеры, выступающий между тем с удовлетворением сказал, что постепенно возвращается на сцену советская балетная классика: в Мариинском театре – "Шурале" и "Спартак", в Большом – "Зори Парижа", Красноярск "приютил" "Красный цветок", не побоявшись вернуть ему первоначальное "скомпрометированное" нынешней действительностью название – "Красный мак".

Народная артистка СССР, педагог-репетитор Мариинского театра Габриэла Комлева вспоминала, как вводилась на роль Авроры в "Спящей красавице". "Как опекала меня Галина Сергеевна, – говорит Габриэла Трофимовна. – Не было в этом назойливости, а была теплота". Правда, затем, как признаётся балерина, она, сделав партию Марии в "Бахчисарайском фонтане", отказалась, поскольку не могла представить себя в этой роли после Улановой.

Очень вдохновенно рассказывала о Галине Сергеевне народная артистка СССР, педагог-репетитор Большого театра России Людмила Семеняка, которая приехала в Москву из Ленинграда и по совету специалистов пошла в класс Галины Улановой. "Галина Сергеевна создала своеобразный мост, по которому я легко вступила в большое искусство, и простым сердечным общением повела меня за собой, – вспоминает Людмила Ивановна. – Эта простота далась огромной душевной работой великой личности. Каждому из нас она дарила себя, но знала меру и в искусстве, и в общении с людьми".

Народная артистка СССР, педагог-репетитор Большого театра России Нина Семизорова стала последней ученицей великой балерины, ей удалось увидеть Галину Сергеевну на сцене, "почувствовать её магию, из-под влияния которой выйти было невозможно". Говоря о нынешнем балете, Нина Львовна считает, что из театра ушла духовность, уступившая место спешке во время постановки спектаклей: "Сейчас всё делается быстро – артист не успевает вынашивать образ из своего тела, из своего опыта. Потому смотришь спектакль один раз – и больше не хочется". А созданные Галиной Улановой образы в оставшихся на плёнке балетах "Жизель" и "Ромео и Джульетта" хочется смотреть неоднократно.

Заслуженный артист России Юрий Ветров, говоря о нынешнем кризисе всего искусства, а не только балета, призвал сохранить оставшееся, а также "помнить всех великих деятелей искусства, и Уланова должна стоять во главе этого списка".

На снимке: От дебюта – до триумфа.

Сергей ПАВЛЕНКО
"Красноярский рабочий", 25.11.2010 г.