Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

25.09.1998

Театр живет и в смутные времена

На днях премьерой оперы "Отелло" Дж. Верди Красноярский театр оперы и балета открыл свой 21-й сезон. Театр живет очень тяжело. Тем не менее "Отелло" - не единственная премьера, которую в этом сезоне зрители увидят на его сцене.

В новый сезон театр вступает с грузом старых проблем, еще более усугубившихся на фоне всеобщей финансовой чехарды. Такая, казалось бы, "мелочь". У мраморного красавца оперного протекает рубероидная крыша. Зрители это сразу почувствуют на себе, как только хлынут сильные дожди или крышу завалит снегом. В партере притушена огромная люстра. Денег у театра нет ни на большое, ни на малое. На приобретение электрических лампочек, например, не говоря уже о новых сценических костюмах, шикарных декорациях и оркестровых инструментах.

Если говорить в житейском плане, то артистов и музыкантов, как и безработных на бирже труда, волнует один вопрос: где взять денег, чтобы поддержать себя, семью и как-то прокормиться. Последний аванс - по сто рублей - и заслуженные артисты, и начинающие получили месяц назад. Сумма эта смехотворная, если учесть, что в театр нужно приезжать дважды в день - на репетицию и спектакль, а это, в среднем, восемь рублей на автобусы.

В театр приезжают единицы. В основном, все ходят пешком, даже если этот путь и занимает по два часа в день. Холода еще не наступили. В зиму артисты заглядывать боятся.

- Если б у нас не было столовой, то можно было бы уже умереть с голоду, - рассказывает мне главный дирижер Анатолий Чепурной. - Люди в театре работают семьями. Таким вообще поддержки ждать неоткуда. Слезы на глаза наворачиваются, когда глядишь, как каждое утро наши хрупкие балерины приходят к станку. Как молоденькие девчонки переносят огромные физические нагрузки, недоедая, не падают в обморок на сцене, - уму не постижимо.

Расправить крылья, высоко взлететь в таких условиях искусству практически невозможно. Тем более оперному: с многочисленным оркестром, хором, балетом, кордебалетом, солистами, гримерами, костюмерами, рабочими сцены и так далее. Но театр живет, продолжает радовать нас оперными премьерами, новыми балетными спектаклями. И это относится уже к области фантастики.

Не успеет отшуметь новизной "Отелло", на сцене появится еще одна премьера - комическая опера "Дочь полка" Г. Доницетти. Заканчиваются преддебютные репетиции постановки сценической кантаты К. Орфа "Кармина Бурана". В спектакле задействованы хор, солисты, хореографическая группа театра.

Но самым ярким, близким душам сибиряков подарком, на мой взгляд, будет хореографическая симфония "Царь-рыба" по мотивам повествования Виктора Астафьева.

Виктор Петрович Астафьев, а с ним и весь читающий его книги мир, как известно, в следующем году отметит свое 75-летие. Проза нашего земляка очень музыкальна. Сам Виктор Петрович - большой поклонник музыки. Балет по мотивам "Царь-рыбы" был написан восемь лет назад. Все эти годы артисты и оркестр оперного театра работали над фрагментами грандиозного сценического действа, за более короткий срок его было попросту не осилить. Композитор постановки Владимир Пороцкий, балетмейстер Сергей Бобров и художник Дмитрий Чебаджи сейчас добавляют к спектаклю последние штрихи. Готовы партитура, клавир, доработано либретто. К середине ноября будут сделаны все эскизы и макеты. Постановку поддержал Большой театр. Его солисты Илзе Лиепа и Марк Перетокин будут танцевать ведущие партии.

Но если бы музыка и танец зависели только от творчества! Уже предварительная смета спектакля такова, что ее не способны "потянуть" ни краевая культура, ни Красноярский оперный театр, ни даже Государственный академический Большой театр, получивший недавно в подарок от председателя американской фармацевтической корпорации Милана Панича 150 000 долларов.

Благодаря Милану Паничу, кстати, вышла-таки в свет энциклопедия "Русский балет". Совсем недавно, в добрый день Веры, Надежды, Любови и Софьи, вдохновленные спонсорской поддержкой ведущие солисты Большого театра подарили России прекрасный вечер балета. И главным героем вечера был неумеющий стоять на пуантах бизнесмен.

К чему это все рассказывается? Да к тому, что бизнесменами богата не только американская земля. И в Красноярске преуспевающие предприниматели еще не перевелись. Их желание, средства поддержали немало благотворительных акций в городе и крае. Но в данном случае речь идет не о хлебе и не о зрелищах, а о чем-то более ценном - соучастии в искусстве, которое священнодействуется однажды и остается навсегда.

"Красноярский рабочий", сентябрь 1998 г.