Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

29.12.2018

Цель – постижение возвышенного

Красноярский международный форум «Балет XXI век» с нетерпением ждут ценители хореографического искусства, артисты и критики. Это грандиозное событие на какое-то время переносит в северный край «центр тяжести» искусства Терпсихоры.

«Раймонда»Программа форума насыщенна и разнообразна. Стало традицией открывать форум премьерой балетного спектакля. До того, как раскроется занавес, публика рассмотрит экспозицию, подготовленную совместно с Театральным музеем имени А.Бахрушина. А теоретики и практики различных направлений непременно найдут для себя много полезного на мероприятиях, сопутствующих основному событию форума – конкурсу артистов балета «Гран-при Сибири».

Период ожидания – два года. Именно столько времени требуется художественному руководителю Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского Сергею Боброву и директору театра Светлане Гузий, возглавляющей дружную команду сотрудников, чтобы детально продумать и тщательно реализовать всю сложную цепочку по приему многочисленных гостей, окружив их неформальным вниманием и душевным теплом. Действительно, в неделю форума театр превращается в некий потревоженный улей, где все, начиная от руководителей и заканчивая милыми сотрудниками технических служб, забывают о сне и отдыхе.

В ноябре форум состоялся уже в пятый раз и подвел своеобразный итог Году балета и 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа, официально объявленные в Российской Федерации.

Вполне логичным стало воплощение на сцене балета Петипа «Раймонда» в версии Юрия Григоровича. Патриарх отечественного балета и президент форума давно связан с Красноярском. Здесь идут его спектакли. Сергей Бобров – ученик Мастера. Много лет Юрий Николаевич возглавляет жюри конкурса «Гран-при Сибири».

«Раймонду» перенесли на красноярскую сцену Руслан Пронин и Оксана Цветницкая. Григоровичу вообще свойственно чуткое ощущение времени, умение вычленить в режиссуре балета главное и динамизировать действие. Однако увиденное в Красноярке было абсолютно неожиданным. Трехактный спектакль спрессовали до двух актов. Первый начался с Венгерcкого Grand pas, которое обычно не только венчает рыцарскую историю любви, но является мировой вершиной формы Pas d`action. Увидев этот шедевр в начале, специалисты все дальнейшее время терзались в догадках: каким же будет финал балета? Решение обескуражило. Дивертисмент народно-сценических танцев, исполняемых в честь счастливого бракосочетания Раймонды (Екатерина Булгутова) и Жана де Бриена (Юрий Кудрявцев), был упразднен вовсе. После боя Абдерахмана (Егор Осокин) с де Бриеном развязка наступила сразу: все завершилось любовным adagio главных героев.

Важным интеллектуальным наполнением программы форума стали лаборатории международного культурного центра «Социальное предпринимательство» (проект «Перекресток культур 2018») для артистов балета, для непрофессиональных танцовщиков и коллективов, для управленцев учреждений культуры (модератор – Юлия Большакова-Лидова). Проблемы развития хореографического искусства и конкурсного движения обсудили на «круглом столе», прошедшем под председательством главного редактора журнала «Балет» Валерии Уральской. Эти вопросы вошли и в поле зрения Ассамблеи Международной федерации балетных конкурсов. На заседании Федерации в ее ряды были приняты новые члены – Киевский конкурс, а также Алма-Атинский конкурс хореографических учебных заведений «Орлеу» («Восхождение»).

Безусловно, трудно однозначно вычленить какое-либо событие форума, определив за ним статус ключевого. Как, например, ранжировать значимость всемирного флешмоба «Мир танцует Петипа», ставшего одним из ярких акцентов форума, в рамках которого танцовщики со всего мира исполнят лучшие номера великого балетмейстера, выступления на круглом столе с повесткой «Русский балет. 200 лет с Петипа» художественного руководителя театра «Русский балет» Вячеслава Гордеева, главного балетмейстера Астраханского театра Константина Уральского, главного балетмейстера Владивостокского театра оперы и балета Эльдара Алиева, и концерт «От Петипа до современности», подготовленный в рамках МКЦ Сергеем Бобровым? Или определись «вес» другого вечера – «Балет сквозь времена», который Бобров скромно отказался посвящать своему юбилею.

Современный танец на фестивале представили «Весна священная» в трактовке Сергея Боброва – спектакль о «безумстве природы, страстей и личности, которую уничтожает толпа» – и композиции Франчески Фрассинелли «Болеро» Равеля и «Ромео и Юлия» на музыку П.И.Чайковского.

«Весна священная» свидетельствует об увлечении Боброва язычеством, во всяком случае, он исследует безбожную аморальность общества-стада. Безумная Шаманка (Олеся Алдонина) предрекает страшное будущее. Племя во главе с бездушным тираном (Кирилл Литвиненко) ищет спасения, надеясь, что его принесет жертва собратьев. Истерзанный Избранник (Даниил Костылев) обретает любовь Избранницы (Екатерина Булгутова), однако влюбленным не суждено быть вместе. Они становятся той жертвой, которую приносят лютые, жаждущие крови дикари. Эту общую интонационную агрессию хорошо передает придуманная Бобровым пластика воинственного кордебалета. А контрапунктом становятся более лексически «мягкие», хотя и непростые по исполнению дуэты. Спектакль выразительно оформлен видеоинсталляцией, где тревожное настроение передают огненные протуберанцы.

«Болеро» Франчески Фрассинелли заинтриговало декларацией о чистоте и целомудрии. Символом стали цветки лилии, зажатые между зубами исполнителей. Правда, в течение балета они оказываются на полу, затем снова лелеются губами. Постепенное пластическое crescendo, сопряженное с оркестровым нарастанием, уступило место довольно стремительному погружению зрителя в крутой хореографический замес композиции.

И все же центральным событием форума в определенном смысле стал конкурс «Гран-при Сибири», собравший после строгого отбора на местах молодых артистов из одиннадцати стран мира.

«Весна священная»Оценить степень их таланта и профессионализма должно было международное жюри, сопредседателями которого стали Вячеслав Гордеев (Россия) и Оливье Пате (Франция), куда вошли Сергей Бобров, Парк Джо Кын (Республика Корея) Марина Леонова (Россия), Зейнеп Сунал Саадет (Турция), Константин Иванов (Россия), Франческа Фрассинелли, Маргерита Парилла (Италия), Турсынбек Нуркалиев (Казахстан), Сергей Усанов (Россия). Когда за проведение балетного соревнования берется Сергей Александрович, можно быть уверенным, что даже самые щекотливые ситуации будут успешно разрешены. На конкурсах, где сталкиваются различные мнения, интересы, и нервы особенно обнажены, такие сложности могут возникать поминутно. Здесь на помощь приходят не только исключительные, накопленные десятилетиями знания Усановым всех конкурсных каверз, но и авторитет его личности. Взвешенная аргументация, спокойный выдержанный тон помогают разрешить любой кризис, урегулировать любой спор.

Соискатели конкурсных наград оказались сильными. Многие из них уже имеют звания лауреатов различных международных состязаний. Так что борьба развернулась весьма напряженная. Московская государственная академия хореография представила многочисленную делегацию, и, как обычно именно с ее воспитанниками было особенно трудно соревноваться. Памятны выступления Елизаветы Кокаревой и Дмитрия Смилевски, явно претендующих на яркую балетную карьеру. Обнадеживает и выступление другого перспективного студента МГАХ – Игоря Горелкина. Оба с редким амплуа нарождающихся балетных принцев. Вполне закономерен и творческий итог их участия в конкурсе, как и дипломы педагогов Академии, Татьяны Гальцевой и Михаила Шаркова, подготовивших конкурсантов.

Одним из самых запоминающихся выступлений стали выходы на сцену Юрия Выборнова. Не случайно к темпераментному и актерски одаренному танцовщику театра имени Станиславского и Немировича-Данченко выстроилась очередь приглашающих руководителей театров и международных фестивалей.

Гран-при конкурса, наконец присужденный в этом году, остался в Красноярске. Обладателем стал солист театра оперы и балета Георгий Болсуновский, которому пришлось сочетать конкурсную сцену с выступлениями в театральных спектаклях, показанных в дни форума.

Другие награды распределились следующим образом:

Младшая группа (девушки)

1 премия – Елизавета Кокорева (Россия)

2 премия – Коррейа Дрейссинг Джулиана (Германия), Ю Джин Парк (Корея)

3 премия – Анастасия Шевцова (Россия), София Маймула (Россия)

Дипломы: Анастасия Дедикина (Россия), Юлия Ляховых (Россия), Мария Павлюкова (Украина), Алена Гривнина (Россия)

Младшая группа (юноши)

1 премия – Дмитрий Смилевски (Россия)

2 премия – Мъенг Хон Ли (Корея), Игорь Горелкин (Россия)

3 премия – Никита Рогов (Россия), Вячеслав Спильчевский (Россия)

Старшая группа (девушки)

1 премия – Алиса Алексеева (Россия)

2 премия – Анна Федосова (Россия), Галина Гармаш (Россия)

3 премия – Ю Ми Джанг (Корея), Султан Ментеше (Турция)

Старшая группа (юноши)

1 премия – Юрий Выборнов (Россия)

2 премия – Шота Онодера (Япония), Фарух Садыркулов (Кыргызстан)

3 премия – Владислав Дубенко (Россия)

Дипломы – Даниил Костылев (Россия), Джин Сунг Ан (Корея), Джон Хи Парк (Корея)

Специальные призы конкурса

Специальный приз губернатора Красноярского края – Дмитрий Смилевски, Россия;

Премия мэра Красноярска – Анна Федосова (Россия), Даниил Костылев (Россия);

Специальный приз и диплом МФБК «За лучшее исполнение хореографии Мариуса Петипа («Талисман») – Алиса Алексеева (Россия) и Шота Онодера (Япония);

Премия педагогу за успешную подготовку участников конкурса – Татьяна Александровна Гальцева (МГАХ, Москва), Михаил Юрьевич Шарков (МГАХ, Москва), Парк Джо Кын (Корея), Демид Зыков (Красноярск);

Специальный приз за лучшую хореографию современного произведения – Нина Мадан (Москва);

Сертификат – приглашение на обучение (бюджетное) в МГАХ (Москва) – Анастасия Шевцова (Красноярск), Вячеслав Спильчевский (Пермь).

Торжественной церемонией награждения победителей и праздничным концертом лауреатов пятый форум завершил свою работу.

Александр МАКСОВ
"Музыкальные сезоны", 29.12.2018 г.