Отключить

Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

09.03.2007

Цензура для зрителя

В Красноярском театре оперы и балета нововведение – отныне зрителям не разрешается выходить на сцену с цветами. Желающие поблагодарить любимых артистов могут вручить им свой подарок только через капельдинеров. Или подождать их после спектакля на служебном входе. Как утверждают в театре, в этих правилах – ничего революционного, это общемировая традиция. Но красноярцы восприняли их с обидой.

Цензура для зрителяПо словам руководителя пресс-службы театра Андрея Шохина, запретить публике выходить на сцену руководство нашего оперного подтолкнули гастроли Большого и Мариинского театров – артистов шокировали особенности проявления внимания местных театралов. В московских и питерских музыкальных театрах публика на сцену не допускалась еще до революции. Не принято там это и по сей день. А тут, мол, такая бесцеремонность… Казалось бы – абсурд, столичная претенциозность. Но у руководства Красноярского театра оперы и балета (кстати, воспитанного на традициях Большого) свои резоны.

– В театре сцена – это святое, – говорит Шохин. – И в уличной обуви на нее никто никогда не выходит, артисты на репетициях всегда переобуваются. А во время спектакля кому-то из них приходится на сцену и голым телом ложиться. В балете – свои нюансы: перед спектаклем выкладывается специальный линолеум, очень дорогой. Если по нему пройти на шпильках, можно испортить. Мы не в состоянии отслеживать, кто из зрителей в какой обуви, переобулся человек или нет. В каждом театре свои правила. У нас – такие. Надеемся, публика воспримет их с пониманием. К тому же по технике безопасности посторонним запрещено находиться на сцене.

Есть и еще одна немаловажная причина, по мнению руководства театра – зрителю не нужно знать, каким потом и кровью достается артистам их мастерство. После спектакля у многих расплывается грим – кому приятно предстать перед поклонниками в столь неприглядном виде?

Казалось бы, мотивация вполне убедительная. Но отвыкать от привычных стереотипов не так-то просто – не перестанут ли зрители вообще приходить в театр с цветами?..

А как у них?

Петр АНИКИН, директор театра им. Пушкина:
– В драматических театрах подобных ограничений нет. Если зритель хочет – он всегда выходит на сцену с цветами после спектакля, у нас это только приветствуется.

Андрей НЯНЬЧУК, главный режиссер ТЮЗа:
– У нас нет никаких препон для зрителей. И техника безопасности не запрещает выходить им на сцену с подарками. Конечно, если в руках у них не что-нибудь взрывоопасное. (Смеется.)

Марина ЯСОНОВА, заместитель директора театра музкомедии:
– Трудно говорить об этом однозначно. Иногда сценография спектакля так сложна, что у зрителей просто нет возможности выйти на сцену. В остальных случаях у нас нет запретов. Пока. Появятся ли ограничения, не берусь загадывать.

Александр БЕРЕГОВ, директор краевого театра кукол:
– В нашем театре зрители не могут выходить на сцену из-за техники безопасности – сразу над краем сцены висят колосники. Но у нас такая невысокая сцена, что все желающие могут подойти к ней и протянуть цветы прямо из зрительного зала.

А публика – против!

Людмила Николаевна ИВАНОВА, инженер по охране труда:
– Я отношусь к нововведению отрицательно. Бывает такое движение души, когда хочется сказать артисту спасибо. И, конечно, приятнее сделать это самому, без посредников. И не на заднем входе, где-то в закоулках, а на сцене – именно здесь артиста чествуют за его работу. А когда он переоделся и вышел из театра – это уже его личная жизнь. Кому приятно, когда в нее вторгаются?

Наталья ЛЕШТА, старшеклассница:
– Мне кажется, поклонники должны быть ближе к любимым артистам. И зрителям хочется самим сделать им подарок, и артистам, думаю, гораздо приятнее получить этот знак внимания при всех.

Инесса Александровна ДАВИДОВИЧ, артистка Ансамбля танца Сибири:
– А почему нельзя-то? Везде приветствуется, когда зрители дарят артистам цветы. Человек передает с ними свое внимание, свою добрую энергию. Я сама человек искусства и знаю, что это такое. И мне гораздо приятнее, когда подносит цветы кто-то из поклонников. А что касается общения с артистами на служебном входе – вы знаете, немного найдется желающих преодолевать подобные искусственные преграды.

Николай Николаевич ГОРДЕЕВ, архитектор:
– Конечно, цветы приятнее дарить самому! А через капельдинера – это как-то неестественно. В театре уже давно сложилась традиция: сам пришел, сам подарил.

Елена КОНОВАЛОВА
Фото Андрея ПЕТРОВА
«Вечерний Красноярск», 9 марта 2007 г.