Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

16.09.2005

"В движеньи счастие ее..."

Молодая солистка Красноярского театра оперы и балета Анна Киселёва стала лауреатом Шестого международного конкурса вокалистов имени великой певицы Хариклеи Даркле, проходившего в Румынии.

Анна КиселеваЕщё будучи учащейся Красноярского училища искусств, Аня с огромным интересом прочла книгу о Даркле, своим пением восхищавшей многих современников, в том числе Джузеппе Верди и Джакомо Пуччини. Ряд оперных партий в своих произведениях Пуччини написал с учётом уникальных исполнительских возможностей божественной Хариклеи. После знакомства с её творческой биографией девушка укрепилась в своём решении стать профессиональной певицей.

Мечта Анны осуществилась, с дипломом о высшем музыкальном образовании Киселёва была принята в труппу Красноярского театра оперы и балета. Причём ей сразу же поручили очень сложную роль Любаши в готовившейся к постановке "Царской невесте" Римского-Корсакова. Далее последовали партии юного пажа Керубино в "Свадьбе Фигаро" Моцарта и Кармен в одноимённой опере Бизе – предел мечтаний всех обладательниц меццо-сопрано.

Накануне своего первого творческого сезона новоиспечённая солистка решила попытать счастья в таком престижном певческом соревновании, как международный конкурс имени Елены Образцовой. Послушав очень хорошо подготовленных конкурсантов из других городов, посетив мастер-класс прославленной итальянки, меццо-сопрано Федоры Барбьери, Аня пришла к выводу, что для утверждения в сложнейшей профессии оперной певицы ей предстоит ещё многое узнать и многому научиться. Поэтому, вернувшись в Красноярск, стала брать уроки вокала у солистки филармонии Лидии Лазаревой. В процессе занятий под руководством Лидии Амосовны усовершенствовалось исполнение партии Керубино.

А вскоре пришёл и первый международный успех. Совершенно случайно Киселёва узнала о существовании в Румынии конкурса, и не какого-нибудь, а имени её любимой Хариклеи Даркле. Не поехать туда Аня просто не могла. В результате выразительной трактовки ряда арий, в том числе из своего театрального репертуара, прошла на третий тур и получила звание дипломанта.

До участия в конкурсе молодая певица считала себя обладательницей низкого голоса (меццо-сопрано). Но один из членов жюри заявил Киселёвой, что она заметно выиграла бы, если бы перешла на репертуар высокого голоса (сопрано). Эту же мысль высказала Ане и выдающаяся певица с мировым именем Гундула Яновиц (Киселёвой посчастливилось побывать и на её мастер-классе).

После мучительных колебаний героиня этого очерка отважилась-таки на переход в новую для неё голосовую группу. В этом начинании Аню поддержал её нынешний наставник – в недавнем прошлом ведущий солист Красноярского театра оперы и балета Анатолий Трофимович Лысенко. Голос певицы стал более объёмным, ярким, полётным. Прекрасно знающий своё дело педагог и его пытливая, готовая горы свернуть ученица принялись за кропотливую работу по освоению сопранового репертуара. Огромную помощь в этом им оказали пианистка, доцент академии музыки и театра Людмила Александровна Илясова и студентки её класса аккомпанемента.

Кстати, постепенно преодолевая трудности арий, написанных для сопрано, Киселёва нисколько не утратила способность озвучивать свой прежний репертуар. Напротив, делает это всё более убедительно. Так что ей вовсе не нужно прощаться ни с Любашей, ни с Керубино, ни с Кармен. Получив информацию о том, что летом 2005 года вновь состоится конкурс имени Даркле, Аня опять устремилась в город Брайлу.

Отважной сибирячке, которую здесь запомнили ещё по предыдущему конкурсу, отказывались верить, когда она говорила, что в амплуа сопрано пребывает всего-навсего полгода. Ане аккомпанировал опытнейший оперный концертмейстер старшего поколения Стефан Ронай. Когда они репетировали перед первым туром сцену письма Татьяны из "Евгения Онегина" Чайковского, Ронай предсказал нашей землячке удачу: "Вас обязательно отметят". И действительно, эта сцена в исполнении Киселёвой покорила строгое жюри, в которое входили именитые певцы, дирижёры, вокальные педагоги, музыкальные критики из Румынии, Италии, Германии, Польши, а также врач-фониатр из Израиля.

Очень трудная ария Леоноры из "Силы судьбы" Верди открыла ей дорогу к финальному туру. По правилам конкурса на третьем туре певец должен исполнять только один номер, причём по выбору жюри. Аню попросили спеть красивейшую, но предельно краткую арию Лауретты из оперы "Джанни Скикки" Пуччини. Киселёва огорчилась – ведь очень часто эту арию поют даже на младших курсах училищ. Но ей возразили: "Этот маленький шедевр подобен лакмусовой бумажке. Он позволяет жюри определить, владеет ли певица итальянской манерой звукообразования и искусством пения плавных мелодий". Анино исполнение не разочаровало судей. Итогом соревнования для красноярской певицы стало четвёртое место и специальная премия жюри, а также приз Национального банка Румынии.

Для того чтобы в полной мере оценить достижение Анны Киселёвой и её педагога, необходимо учесть следующие обстоятельства. Конкурс имени Даркле, несмотря на свою молодость, сейчас считается одним из самых авторитетных. Он привлекает к себе певцов с разных континентов. В этом году в Брайлу съехалось 167 человек из 23 стран, включая таких поставщиков оперных знаменитостей, как Италия, Болгария, Украина, не говоря уж о Румынии. Среди пяти российских певцов, в том числе лидеров других конкурсов, А. Киселёва была признана лучшей. Показательно и то, что в жюри отсутствовали представители России, – в такой ситуации не приходится говорить о протекционизме. Половину конкурсантов составляли сопрано. Среди них Аня оказалась в первой пятёрке, уступив только трём румынским певицам и гражданке Тайваня.

Состав участников конкурса нынче оказался настолько сильным, что жюри вынуждено было пропустить на последний тур ни много ни мало 35 певцов. И на первом, и на втором, и на третьем месте оказалось по три человека. Истинно сенсационным, судя по записи с конкурса, стало выступление трёх теноров, поделивших первую премию. Антонино Интерисано (Италия), Тибериус Симу (Румыния) и Чо Ёнг Кап (Южная Корея) – вполне сложившиеся, зрелые мастера с превосходными голосами. Не удивлюсь, если в ближайшее время они приобретут статус звёзд первой величины. И кто знает, может быть, они образуют новое интернациональное теноровое трио?

Особенно "греет" всех лауреатов и дипломантов этого конкурса то, что жюри возглавляют мастера экстра-класса, мега-звезды мировой оперы второй половины XX века Марианна Николеско и Николай Херля. Своеобразной увертюрой к гала-концерту лауреатов конкурса им. Даркле стала аудиозапись арии Тоски, визитной карточки Х. Даркле – первооткрывателя этой гениальной музыки, в исполнении М. Николеско. Трудно передать словами впечатление от голоса изумительной красоты, фантастического вокала, поразительной теплоты и тонкости в интерпретации. Волшебница, да и только! Марианна Николеско увидела в Анне Киселёвой яркую индивидуальность. конкурсантку с "лица необщим выраженьем". Николай Херля признался, что уже давно ему не доводилось слышать столь трепетное и проникновенное пение в сцене письма Татьяны. Теплейший по содержанию автограф короля баритонов 70-80-х годов XX века – это бесценный подарок для Анны. А итальянский дирижёр Марко Балдери сказал, что у этой сибирской певицы есть всё для успешной международной карьеры. Требуется только дальнейшая работа в верно избранном ею направлении и овладение несколькими иностранными языками.

Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 16.09.2005 г.