Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

08.02.2001

"Viva, Верди!"

Такие широкомасштабные вердиевские фестивали, как тот, что финишировал в Красноярске, едва ли проводятся повсеместно.

Любой фестиваль - хорошая встряска и для публики, и для артистов. Вот почему в течение всей фестивальной недели зал Красноярского оперного театра был полон (на заключительном концерте даже имел место переаншлаг!), а дирижеры, солисты, хор (хормейстер Наталья Буш) и оркестр не просто работали, а именно музицировали с истинным вдохновением. И это несмотря на вернувшиеся к нам лютые морозы. Хотя и говорил легендарный итальянский баритон Баттистини, что любит петь в России больше всего зимой, не думаю, что он постоянно сталкивался в российских столицах с 35-градусной стужей, весьма неблагоприятной для певческих голосов. А как раз такое испытание выпало на долю участников нынешнего фестиваля. И они выдержали его с честью. Никто из обещанных гастролеров "не сошел с дистанции". Напротив, "сверх программы" мы услышали еще одного гостя - заслуженного артиста России Василия Горшкова из Санкт-Петербурга (в "Реквиеме").

Не буду останавливаться на выступлениях красноярских солистов: о них уже написано и еще будет написано много. С особым интересом я ждала "Травиату" с участием группы солистов сеульской оперы. Не секрет, что в последние годы певцы из Южной Кореи все более смело выходят на международную арену. Они занимают первые места на самых престижных конкурсах, поют в таком прославленном театре, как "Метрополитен-опера". Как правило, корейцы получают вокальную подготовку в Италии и прекрасно овладевают секретами бельканто. К большой радости, из числа таких певцов оказались и наши гости, выпускники Римской консерватории Ким Хи Джен (сопрано), О Кен Сик (тенор), Кин Док Джин (баритон). Слушая их в "Травиате" и в концерте, мы соприкоснулись с настоящей итальянской вокальной школой. Какая безупречная техника, как свободно льются голоса!

Звезда мариинской сцены из Санкт-Петербурга, заслуженная артистка России Валентина Цыдыпова предстала перед публикой в роли Дездемоны ("Отелло"). Эта обладательница огромного и роскошного голоса рождена для "крепких" партий типа Тоски, принцессы Турандот. Не сомневаюсь, что великолепно прозвучала бы в ее исполнении заявленная в концертной программе, но почему-то переданная другой певице ария Леоноры из "Силы судьбы". В. Цыдыпова - выразительная Дездемона. Но показалось, что ее голосу тесно в этой сугубо лирической партии.

В спектаклях "Бал-маскарад" и "Риголетто" мы услышали еще один редкий по силе и красоте голос. Солист Пермского оперного театра народный артист России Валерий Тюменцев взял публику в плен своим вулканическим темпераментом. Правда, полностью сливаясь с образом несчастного шута, он настолько отдавался эмоциям, что это иногда отражалось на качестве пения.

Московский бас Владимир Кудашев ("Новая опера"), напротив, не стремится поразить сверхмощным звуком. Этот певец скорее всего лирик. Во всяком случае, он был особенно убедителен в концерте, где исполнил арию короля Филиппа II из оперы "Дон Карлос".

Главное достоинство заслуженного артиста России Леонида Третьякова, ныне проживающего в Абакане и участвующего в ряде спектаклей красноярской оперы, - голосовая выносливость, уверенные верхние ноты, что он и продемонстрировал в сложнейшей партии Радамеса ("Аида") и в концертном исполнении фрагмента из "Риголетто".

Вердиевский фестиваль оказался парадом не только певцов, но и дирижеров. Поэтичного Линь Тао (Китай) мы до сих пор знали как превосходного симфонического дирижера. Удался и его оперный дебют в "Бал-маскараде". Оркестр под управлением Линь Тао замечательно "пел". Уверенный профессионализм Жагваралына Бурэнбэха (Монголия) со всей полнотой проявился в спектакле "Риголетто". Главный дирижер сеульского "Романс-оркестра" Чи Кван Юн, как и в первый свой приезд, заворожил тонкой музыкальностью в "Травиате".

На высоте был и гостеприимный хозяин - главный дирижер нашего оперного театра заслуженный артист России Анатолий Чепурной ("Реквием", "Аида", "Отелло"). Давно ли появился анонс фестиваля, и вот он уже стал достоянием истории музыкальной культуры Красноярска. Остается надеяться на неисчерпаемую фантазию и инициативность А. Чепурного, благодаря которым он просто не сможет не найти очередной повод для приглашения как уже полюбившихся исполнителей, так и неведомых нам пока звезд.

Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 8 февраля 2001 г.