Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

03.11.2001

Вокальный турнир на берегах Енисея

Казалось бы, совсем недавно Красноярск находился в ожидании певческого соревнования, запланированного в рамках международного оперного фестиваля имени Петра Ивановича Словцова. И вот он уже стал частью истории нашей музыкальной жизни. В конкурсе приняли участие представители шести российских городов и столицы Монголии. В жюри входили известные музыкально-театральные деятели и певцы из России, Монголии и Чехии, отмеченные званиями народных и заслуженных артистов.

Петр СловцовПо количеству участников (всего 14 человек) конкурс молодых вокалистов значительно уступал всем остальным подобным турнирам. Но качество пения оказалось выше, чем на прошлом конкурсе имени Словцова. С первого тура отсеялось только три человека. Самой сильной и многочисленной вплоть до последнего тура оказалась группа теноров. Именно между ними состоялось основное "сражение", и вокруг них разгорелся главный спор. Именно они завоевали все лауреатские звания, оставив баритону Виктору Компанееву из Сыктывкара одну из третьих премий, а басу Оюунчулуун Санжаа (Монголия) – почетный диплом.

Победителем провозглашен Далантай Усны-Эх. Ему вручен Гран-при. Первая премия досталась ученику заслуженного деятеля искусств России, профессора Екатерины Константиновны Иофель Александру Богданову – ныне солисту московского театра "Новая опера". Вторая премия присуждена питомцу Новосибирской консерватории Николаю Ерохину. Третью разделили Виктор Компанеев и кемеровчанин Константин Голубятников.

Каждому участнику трех этапов конкурсного марафона пришлось проявить недюжинную выдержку и выносливость. Попробуйте-ка в течение нескольких дней подряд пребывать в нервном напряжении и петь в таком состоянии ежедневно все новые сложные арии! Из всех конкурсантов к финалу не сник только Далантай Усны-Эх. Напротив, от тура к туру он "набирал в весе". Иное – его соотечественники. Очень хорошо обученный Оюунчулуун Санжаа, с честью справившийся с солидной программой первого и второго туров, эмоционально совершенно иссяк к финишу. Еще раньше, во время второго выступления, силы и нервы изменили обладателю красивого и ровно звучащего баритона Баттуру Цэрэндондову, и ему, увы, пришлось сойти с дистанции.

Я не пропустила ни одного конкурсного выступления и была полностью солидарна с мнением высокого суда относительно певцов, достойных участия в заключительном этапе состязания. Но узнав, каким образом распределены призовые места и кому вручен Гран-при, не могу не высказать иное мнение.

Если бы прошедший конкурс был конкурсом голосов, то о каких-либо возражениях не могло быть и речи. Действительно, голос у 26-летнего Далантая Усны-Эх золотой, вполне соответствующий своим блеском итальянскому "стандарту". Но голос и певец, как известно, это далеко не одно и то же. Далантаю придется очень много и упорно работать, чтобы его Гран-при перестал быть сверхщедрым авансом.

Уж кого смело и безоговорочно можно назвать прямыми наследниками П. И. Словцова, так это Николая Ерохина и Константина Голубятникова. Именно у них (и прежде всего у них!) в завидной гармонии находятся те качества, которыми славился наш замечательный земляк: красивый голос, отличная школа, тонкая фразировка, безупречный вкус, высокая общая и музыкальная культура. Каждый по-своему и оба безукоризненно исполнили труднейшую с точки зрения интонирования и требующую идеальной выровненности голоса, правильно поставленного дыхания "Песню индийского гостя" из оперы "Садко" Римского-Корсакова.

24-летний Николай Ерохин оказался самым молодым участником конкурса и, несмотря на это, пожалуй, самым мастеровитым и зрелым исполнителем. Каждую арию и романс "Средь шумного бала" Чайковского сумел превратить в моноспектакль. Браво, Коля! Браво, народный артист России Владимир Урбанович, взрастивший это яркое дарование! Очень подкупает выразительное и предельно искреннее пение Константина Голубятникова. Александр Богданов за годы работы в широко известной теперь оперной труппе, руководимой выдающимся дирижером Евгением Колобовым, заметно вырос как музыкант. Перестал увлекаться "звучком", форсировать свой приятного тембра светлый лирический тенор.

Запомнилось также выступление опытного оперного певца Виктора Компанеева, заслуженно приобретшего многочисленных поклонников и "болельщиков". Как ни печально, но приходится отметить, что до третьего тура не дошел никто (!) из четверых нынешних молодых представителей красноярской вокальной школы – "делегатов" нашего оперного театра. При этом никто из них не стал жертвой каких-либо происков или необъективности. Разве не тревожный сигнал? Не повод для размышлений руководства Красноярской академии музыки и театра и руководства театра оперы и балета?

Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 03.11.2001 г.