Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Портреты

20.07.2006

Соловьи рождаются в Сибири

В июле исполнилось 120 лет со дня рождения Петра Ивановича Словцова, знаменитого российского тенора, уроженца Канского уезда Енисейской губернии.

Петр СловцовРодившийся в семье церковного дьякона мальчик, как и его старший брат Иван, был отдан на обучение в Красноярское духовное училище, а затем и в духовную семинарию, где его необыкновенный голос и музыкальные способности заметил молодой учитель музыки Павел Иосифович Иванов-Радкевич, выпускник Петербургской придворной певческой капеллы.

Его уроки не прошли даром для талантливого юноши. И, несмотря на все зигзаги судьбы, а Словцов начинал учиться ещё и на юридическом факультете Варшавского университета, линия жизни привела его на единственно верный путь, путь студента-вокалиста Московской консерватории в классе профессора И. Я. Гордиевского (псевдоним – Горди). Всего три года потребовалось Словцову, чтобы блестяще завершить консерваторский курс. С 26-летним выпускником сразу же заключил контракт Киевский оперный театр. Дирекция одной из ведущих оперных трупп России не могла упустить столь счастливого случая заполучить молодого тенора с мягким и ровным во всех регистрах голосом, тембр которого не уступал по красоте собиновскому. К тому же потенциальный премьер был чудо как скромен и абсолютно не капризен.

Карьера Словцова шла по нарастающей. После трёх сезонов в Киеве он (с 1 сентября 1915 года) пел в Петербурге на сцене Народного дома императора Николая II в качестве солиста первого положения (так значится в контракте) наряду с Леонидом Собиновым и Фёдором Шаляпиным. Но залп "Авроры", прогремевший как раз напротив Народного дома во время спектакля "Дон Карлос" маэстро Верди, перевернул всю российскую жизнь, втянув в революционную мясорубку миллионы людей.

Пётр Иванович и его жена Маргарита Николаевна Риоли-Словцова волею обстоятельств вернулись в Сибирь, поближе к красноярской родне, в двухэтажный деревянный дом, из окон которого был виден Енисей. К счастью для истории музыкальной культуры Красноярска, в 1920 году супругам Словцовым представилась возможность заняться педагогической деятельностью в только что открывшейся Народной консерватории. Её основателем и первым директором стал тот самый П. И. Иванов-Радкевич – первый профессиональный педагог юного Словцова. Он и пригласил их на работу, тем более что дружеские отношения Павла Иосифовича и Петра Ивановича никогда не прерывались.

Краевед Юрий Попов в декабре 1991 года писал на страницах газеты "Красноярский рабочий": "С именем Петра Ивановича Словцова связаны самые светлые воспоминания моего детства. Пятилетним ребёнком привела меня мама в первый в городе стационарный цирк... Здесь ставилась прекрасная опера А. С. Даргомыжского "Русалка". Я словно попал в волшебный мир, в чудесную сказку, подаренную землякам-красноярцам гением П. И. Словцова и его преданнейшей супруги Маргариты Николаевны Риоли-Словцовой".

Да, в Москву их звали. Но Пётр Иванович и Маргарита Николаевна остались верны Красноярску...

К сожалению, дом Словцовых в Красноярске давно снесён, раскатан по брёвнышку и, по слухам, собран где-то в Большемуртинском районе. Считай, утрачено здание первой Народной консерватории на ул. Горького, дом 11, похоже, ждёт та же участь. В здании бывшей духовной семинарии за Центральным парком (памятнике архитектуры XIX века) давно и прочно обосновался госпиталь военного ведомства.

Однако наилучшим памятником Словцову должен был бы стать обещанный нам когда-то "теноровый рай" в Красноярской оперной труппе. Только высокий уровень исполнительского мастерства мог бы свидетельствовать о живой и развивающейся традиции. Увы! Пока этого не происходит.

Эльвира ВАНЮКОВА
"Красноярский рабочий", 20.07.2006 г.