Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Анонсы

01.03.2004

"Власть над звуками простер..."

В последнее время театр оперы и балета радует своих поклонников интересными событиями. Недавно отзвучали праздничные фанфары по случаю двадцатипятилетнего юбилея театра. В первые месяцы 2004 года пришло известие о присвоении солистке оперы Вере Барановой и солисткам балета Наталье Хакимовой и Алле Юхимчук званий заслуженных артисток России. В марте нас ожидает бенефис кордебалета и долгожданная премьера всенародно любимой оперы Ж. Бизе "Кармен".

В последние дни зимы главный дирижер театра оперы и балета заслуженный артист России Анатолий Чепурной приглашает любителей классического искусства на свой бенефис, к которому он приготовил праздничный "Променад-концерт".

25 лет в Красноярске существует театр оперы и балета. Из них 15 лет за пультом главного дирижера театра стоит Анатолий Чепурной. Огромная работа, которую он ведет - постановки спектаклей, концерты, гастроли, фестивали - все это позволяет по праву сказать, что маэстро Чепурной - мозг и нерв театра.

За то время, что Анатолий Петрович работает в Красноярске, о нем сказано и написано немало теплых слов. И коллеги по творческому цеху, и критики считают его одаренным, ярким дирижером. Однако о человеке, увлеченном своим делом можно говорить бесконечно, ведь Анатолий Петрович не удовлетворяется достигнутым результатом, не стоит на месте. Он всегда полон новых идей, творческих замыслов.

Как считает сам Анатолий Петрович, "становление дирижера - работа постоянная. Дирижер совершенствуется в своей профессии всю жизнь. С годами могут измениться музыкальные вкусы, пристрастия, но нельзя не увлекаться той музыкой, той идеей, с которой работаешь".

В Красноярск Анатолий Чепурной приехал в 1989 году из Днепропетровска, где он был дирижером-постановщиком в театре оперы и балета. "Предложение о работе в Красноярске для меня было неожиданно, - вспоминает Анатолий Петрович, - поскольку я работал в очень хорошем театре, который не собирался покидать. До этого я никогда не бывал в Сибири, и сначала мне просто было очень интересно познакомиться с этим краем. Но, увидев его однажды, влюбился в его суровую красоту навсегда. К тому же в красноярском театре было возможно много работать, ставить интересные спектакли. В то время огромное внимание уделялось культуре. У края была возможность безбедно содержать огромный театр".

15 лет жизни и работы в Красноярске были насыщены интересными, незабываемыми событиями, важными как лично для маэстро, так и для театра и города в целом.

Он осуществил более 20 оперных и балетных постановок. Были и мировые премьеры, и просто очень сложные для постановки спектакли: "Хованщина" М. Мусоргского, "Флория Тоска", "Чио-Чио-Сан" Дж. Пуччини, "Травиата", "Бал-маскарад", "Отелло" Дж. Верди и мн. др. Впервые на российской сцене в содружестве с итальянским режиссером М. Ф. Сичилиани поставил оперу У. Джордано "Сибирь". Мировой премьерой бала и постановка на красноярской сцене оперы "Гамлет" совместно с автором С. Слонимским.

Затем были оперы "Дочь полка" Г. Доницетти, (1999) "Царская невеста" Н. Римского-Корсакова (1999), мистерии "Кармина Бурана, или Колесо Фортуны" К. Орфа (1999) и "Жанна Д'Арк на костре" А. Онеггера (2001), "Под первой звездой" В. Плешака (2001), "Богема" Дж. Пуччини (2002), балеты "Царь-рыба" В. Пороцкого (1999), и "Спящая красавица" П. Чайковского (2003).

Безусловной удачей театра Анатолий Чепурного считает спектакли "Дочь полка" Г. Доницетти и "Кармина Бурана" К. Орфа, которые стали дипломантами национальной театральной премии "Золотая маска". "На "Золотой маске" мы показали себя очень высоко. Эти спектакли стали нашими визитными карточками. Они позволили нам заявить о себе, как о театре с огромным творческим потенциалом, способном решать самые сложные художественные задачи".

Одаренный, высокопрофессиональный дирижер, Анатолий Чепурной работает во всех жанрах классического и современного музыкального искусства. Обладает точным и выразительным дирижерским жестом. Ему доступны любые музыкальные произведения максимальной сложности и масштаба. Тонкая отзывчивость на драматургию произведения позволяет дирижеру обеспечивать безукоризненную работу с оркестром и солистами всех исполнительских жанров.

Музыкальные интересы А.П. Чепурного очень разнообразны. В его репертуаре не только все основные сочинения оперной классики, но и концертные программы симфонической, камерной музыки, кантатно-ораториальные сочинения. На сцене красноярского театра оперы и балета были исполнены "Реквием" Дж. Верди, сценическая оратория "Иван Грозный" С. Прокофьева, сценическая кантата "Пушкинские сцены" О. Проститова, симфоническая поэма "Казнь Степана Разина" Д. Шостаковича и др.

В памяти зрителей остались симфонические, джазовые концертные программы с оркестром красноярского театра оперы и балета: "Симфоджаз" (2001), "Парад духовой музыки" (2002), "Гимн прекрасному" (2002), "Русский джаз XX века" (2002) и др.

Полюбившаяся многим зрителям концертная программа "Маэстро приглашает" в последние годы стала хорошей традицией театра. На концертах дирижер представляет зрителям новые имена талантливых исполнителей, малоизвестные русские и зарубежные музыкальные произведения. Тот, кто следит за афишей театра, знает, что Анатолий Петрович организует гастроли солистов, дирижеров, музыкантов из различных городов России и зарубежья в Красноярске, а также поездки сибирских музыкантов, во время которых, помимо концертов и оперных спектаклей, А. Чепурной проводил дирижерские мастер-классы. Не многие знают, что маэстро был музыкальным руководителем постановки оперы Дж. Верди "Отелло" на сцене Академического театра классических искусств Монголии, и что в 2003 году за большой вклад в развитие российско-монгольских отношений в области искусства А.П. Чепурному было присвоено звание "Заслуженного деятеля искусств Монголии".

Анатолий Петрович поражает своей огромной внутренней энергетикой, которую он использует внушая свою художественную волю целому оркестру музыкантов, чтобы добиться воплощений целостной музыкальной концепции, ведь дирижер руководит всем спектаклем в целом. Именно его точно выверенным жестам подчиняются и оркестр, и солисты, и хор.

"Променад-концерт", в котором для публики приготовлено немало сюрпризов - подарок Анатолия Петровича Чепурного городу и театру, ставшему для него родным за 15 лет, своему зрителю. А для почитателей таланта дирижера - это повод выразить ему свою зрительскую любовь и восхищение, поблагодарить за все, что он делает для театра, для тех, кто ценит Музыку.

"Миллион", №2, март 2004 г.