Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

30.06.2009

"Анюта" со слезой и улыбкой

В Красноярске прошла Большая премьера

Драматический балет

Уже начальная сцена спектакля демонстрирует его причастность к классической традиции драматического русского балета. В ней Петр Леонтьевич (в первый премьерный вечер эту партию исполнил Владимир Васильев, хореограф-постановщик) оплакивает кончину супруги. Сперва у гроба, потом - выйдя вперед, с молитвой обращаясь к Богу.

"Анюта"Эту сцену, не имея актерского дарования, легко сделать схематичной, задав и всему последующему действию фальшивый тон.

Для Васильева, столько раз прежде игравшего эту роль, она могла составить трудность только из-за переклички с собственной утратой. Два месяца назад он также, только не на сцене, прощался со своей супругой и постоянной сценической партнершей Екатериной Максимовой. Но настоящий артист прошел волнующий эпизод, не позволив себе уронить слезу. Сыграл подлинно, с дрожащими коленями, растерянностью во взгляде, но - именно сыграл, как Петр Леонтьевич.

Справился с моментом и Александр Куимов, народный артист России, исполнявший роль отца Анюты в двух других премьерных спектаклях.

Как, впрочем, прошли проверку на искренность проживания ролей и другие красноярские артисты. Это важно, так как в "Анюте" отточенная балетная техника, не подкрепленная драматической игрой, может обезличить постановку, сделать ее плоской.

Тонко, на лету, сыграла Анна Оль. Анюта в ее исполнении - полнокровный, объемный образ. Героиня нежна и невесома в адажио с возлюбленным-студентом, отчаянно кокетлива с Артыновым и Его сиятельством, надменна и коварна, когда снится нелюбимому супругу Модесту Алексеевичу, мечтающему об ордене Анны. Тарантеллу, эталонное исполнение которой когда-то продемонстрировала Екатерина Максимова, Оль станцевала по-своему, но тоже виртуозно. После ее фуэте публика словно выдохнула: в этой вариации - одновременно коварство и волшебство балета. Ажурный танец исполняется летуче, а на самом деле дается многими усилиями (всю вариацию артистка проходит на цыпочках, почти не касаясь пола полной ступней), но балерина не вправе дать публике это почувствовать. И Анне Оль все удалось.

Надо отдать должное и партнерам Анны, Кириллу Литвиненко, станцевавшему Студента, и Демиду Зыкову, исполнившему Артынова. В их партиях много поддержек, среди которых есть и особенно сложные. В первом адажио, например, Студент делает несколько шагов, усадив балерину на шею, а на балу Артынов поднимает Анюту на одной руке. Немалую роль играет, конечно, вес балерины (у Анны Оль он совсем невелик, колеблется между 43 и 45 килограммами), но без отработанной техники танцовщику не пройти роль блестяще, как это удалось красноярским артистам.

По-своему сложна роль Модеста Алексеевича, самодовольного чинуши. Хореографический рисунок партии - вычурный, сатирический. И исполнить его, повторив механически, - значит лишить постановку обаяния. Но Валерий Гукленков создал экспрессивный образ, станцевал так ярко и талантливо, что несколько раз после его выступлений публика взрывалась аплодисментами.

Чеховская полуулыбка

Успех балету обеспечивает удивительная хореография, которая передает обаяние чеховской иронии. Сколько юмора, приправленного сатирической улыбкой, в сценах массовых гуляний по бульвару! Как весело абсурдны па канцелярских служащих из свиты Модеста Алексеевича!

Великолепно и художественное оформление. Чеховская эпоха стилизована внимательно, аккуратно. За постановку декорации сменяются 16 раз! В Красноярском театре таких спектаклей еще не было. За внешний вид "Анюты" отвечали знаменитые братья Вольские, заслуженные деятели искусств России, много работавшие, в частности, в Большом театре. Под руководством Виктора Вольского изготавливались декорации к красноярскому балету, по эскизам Рафаила (уже, к сожалению, ушедшего из жизни) сшиты все костюмы.

Браво, Катя!

Овации после премьеры с Владимиром Васильевым продолжались 20 минут. Зал едва утих даже когда на большие экраны, установленные по бокам от сцены, начали транслировать видео со знаменитыми партиями Екатерины Максимовой. Владимир Викторович вышел вперед, смотрел хорошо знакомые кадры с нескрываемым волнением. Многие в зале любовались легендарной балериной, едва сдерживая слезы. Когда видео закончилось, наступила тишина, и в этот момент кто-то успел крикнуть: "Браво, Катя!" Последовал шквал аплодисментов. Слезы было не остановить. Публика благодарила артистов за спектакль еще не меньше 20 минут, многие в зале плакали, уже не стесняясь.

Подарок Красноярску

Опасение, что спектакль поблекнет без Владимира Васильева на сцене, к счастью, не подтвердилось. Я специально сходила на "Анюту" во второй раз. Было еще лучше. Говорят, что на драматический балет вообще можно ходить по десятку раз - удовольствие не уменьшается. После премьеры "Анюты" возникло желание проверить это на себе. Владимир Васильев перед отъездом обратился к артистам, попросил их не терять достижения первых постановок, а, наоборот, добавлять в каждом спектакле новые красочки, свежие интонации. Будем надеяться, они последуют его совету. Так или иначе, красноярская публика получила отличный подарок - легкий, тонкий, выразительный балет.

"Наш Красноярский край", 30.06.2009 г.