Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

27.01.2010

"Мы все глядим в Наполеоны..."

Спустя много лет Красноярский театр оперы и балета вновь обратился к опере Петра Ильича Чайковского "Пиковая дама". Спектакль этот наверняка будет признан одним из главных событий театрального сезона.

Эта постановка была дебютом в оперной режиссуре Сергея Боброва - опытного хореографа, заслуженного артиста России, художественного руководителя театра. И дебют этот можно смело назвать успешным, вполне удавшимся, о чём свидетельствуют и отзывы критиков, и многочисленные отклики зрителей, которые мне довелось слышать. Поначалу, правда, смутило отсутствие оркестра, который оказался укрыт от глаз зрителей, но это оправдано желанием постановщика максимально расширить сценическое пространство, создать возможность выстраивания разнообразных мизансцен, сочетать массовые сцены с крупным планом.

Впечатляет и работа художника-постановщика Дмитрия Чербаджи, создавшего на просторной сцене грандиозный образ Петербурга, по улицам и мостам которого мечется бедный (во всех смыслах этого слова) Герман, разрывающийся между любовью к Лизе и страстным желанием выиграть в карты и изменить судьбу... Кстати, в повести Пушкина "Германн" - это фамилия героя, а в либретто оперы Чайковского "Герман" - имя. И сам образ героя претерпел изменения: если у Пушкина Германн прежде всего охвачен маниакальным желанием выигрыша, а Лизу использует как средство для выяснения тайны "трёх карт", то в опере тема любви выступает на передний план. В постановке же Сергея Боброва усилен драматизм неравной борьбы Германа с обществом за самоутверждение, за право быть хозяином своей судьбы.

Хороши исполнители главных партий. В роли Германа, как известно, красноярцы смогли в этот раз познакомиться с четырьмя артистами. Мне довелось услышать Дмитрия Полкопина - солиста Московского музыкального театра имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Он не только красиво поёт, но и талантливо играет как драматический актёр, выразительно движется на сцене. Удачно справилась с партией Лизы и новая артистка театра Надежда Комарова. Впечатляет своим демонизмом граф Томский в исполнении народного артиста России Владимира Ефимова. Похвалы достойны и все прочие исполнители вокальных партий, а также солисты балета, в том числе и дети - ведь в этом необычном спектакле большое внимание уделено и хореографии, и пластике, и пантомиме.

Принимая большую часть новаций, подаренных нам в этом ярком и впечатляющем спектакле, хочу усомниться лишь в одном. По версии Сергея Боброва (в отличие от пушкинской повести и либретто Чайковского), Герман является к уже мёртвой графине - и этим как бы смягчается его вина и обеляется его образ... А зачем? Чтобы подчеркнуть трагизм и безвыходность ситуации? Чтобы увеличить наше к нему сострадание и сочувствие? Мне это показалось не очень оправданным и логичным.

А вообще-то, конечно, вся эта печальная история в наши дни очень даже актуальна. Оглянитесь вокруг - тысячи молодых людей, бедных и честолюбивых, закомплексованных и жадных до жизни, рвутся к успеху, к богатству, к славе. Рвутся в депутаты, в олигархи, в губернаторы, а то и в президенты. "Хочу всего и сразу!" - вот лейтмотив их поступков. Вслед за пушкинскими героями они готовы повторять: "Что наша жизнь? - Игра!" - а в случае краха: "Пусть неудачник плачет!"

Эдуард РУСАКОВ
"Красноярский рабочий", 27.01.2010 г.