Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

01.04.2003

Обручились в монастыре

В минувший четверг в Красноярском театре оперы и балета был двойной праздник - Международный день театра и открытие юбилейного, 25-го сезона. В этот день зрители получили особый подарок - премьеру комической оперы "Обручение в монастыре".

Этот веселый жизнерадостный музыкальный спектакль - плод творческого содружества трех мастеров. Правда, творили они в разное время. Английский драматург Ричард Шеридан написал свою комедию "Дуэнья" в восемнадцатом веке, русский композитор Сергей Прокофьев создал по ее мотивам оперу "Обручение в монастыре" в сороковые годы века двадцатого, а наш современник режиссер Владимир Гурфинкель поставил ее на сцене красноярского театра.

Владимир Гурфинкель вот уже десять лет успешно сотрудничает с театром драмы имени Пушкина, где поставил пять спектаклей. Одна из его последних постановок - "Прекрасное воскресенье для пикника" - была отмечена сразу тремя призами на недавнем театральном фестивале в Челябинске. Работа над "Обручением в монастыре" - режиссерский дебют Гурфинкеля на оперной сцене. Он сам выбрал именно эту оперу Прокофьева, так как она близка ему своей искрометной фантазией, юмором и оптимизмом.

В свое время Прокофьев тоже был пленен этой комедией. "Да это - шампанское, - восклицал он, - из этого сюжета может выйти опера в стиле Моцарта, Россини!" Первая постановка оперы "Обручение в монастыре" была намечена на лето 1941 года в Москве, в музыкальном театре им. К. С. Станиславского, но этому помешала начавшаяся война. И премьера состоялась лишь в ноябре 1946 года в ленинградском театре имени Кирова, где опера была восторженно встречена слушателями.

Премьера на красноярской сцене также прошла с успехом. Заслуга в этом и режиссера, и артистов, и художника-постановщика Ирэны Ярутис, и, конечно же, музыкального руководителя и дирижера, заслуженного артиста России Анатолия Чепурного. Все они смогли создать яркое, праздничное музыкально-зрелищное действо, каким, вероятно, и следует открывать новый, тем более юбилейный, сезон.

Сюжет комической оперы бесхитростен, основан на интригах, любовных приключениях и завершается, конечно же, счастливым финалом, когда в выигрыше оказываются все, даже не самые положительные персонажи. Так, богатый рыботорговец Мендоза (засл. артист Республики Тыва Г. Концур), которому не удалось жениться на молоденькой дочери дона Жерома (В. Буш) Луизе (солистка театра музкомедии А. Гичик), тоже не остался в накладе и заполучил в жены Дуэнью (заслуженная артистка России Ж. Тараян) - хитрую нянюшку Луизы, сумевшую не только посодействовать молодым влюбленным, но и устроить собственную судьбу. Нет сомнений, что Дуэнья и Мендоза вскоре найдут общий язык. Осчастливленными оказываются сразу три влюбленные пары. Обряд обручения происходит в монастыре.

Спектакль отличается режиссерской изобретательностью и озорством, в нем много остроумных находок и в оформлении, и в актерской игре. Удачно использован ансамбль музыкантов на сцене, оживляют действие "массовки" детей и монахов (артисты хора и детской студии театра). Атмосфера игры, праздника становится особенно ощутимой во втором действии. Уморительно смешны монахи, распевающие хором: "Бутылка - солнце нашей жизни!" Эти же бутылки используются не только как сосуды, но и как музыкальные инструменты. Ну а яркий финал, где удалось вовсю развернуться художнику-сценографу, вообще превратился в апофеоз любви и веселья.

"Красноярский рабочий", 1 апреля 2003 г.