Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

05.12.2009

Вам выпала карта…

26 ноября в Красноярском театре оперы и балета состоялась грандиозная премьера оперы «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского. Это гениальное творение привлекало многих легендарных режиссеров, привлекло и Сергея Боброва. Его сценическую версию «Дамы пик» мы не вправе сравнивать с другими постановками — у каждого художника свое восприятие действительности. Замысел Сергея Боброва показался автору этих строк интересным: особенно художественное оформление и хореография.

"Пиковая дама"Так, декорации спектакля — словно детально прописанная картина. Занавес, меняющий цвет — от празд­нично-оранжевого (даже золотого) до устрашающе-черного, символизирующий трагичный финал. Тончайшее тюлевое полотно, визуально демонстрирующее всю палитру переживаний и сомнений Лизы. Многократно трансформирующиеся в зависимости от ситуации зеркальные панели: то это двери в спальню Графини, то огромные карты, а то вовсе «танцоры»!

Великолепно переданы атмосфера и дух очаровывающего всех, кто там бывал, города Петербурга — позолоченные головы львов, массивные канделябры, дворцовые люстры и мосты; видеопроекция, имитирующая белые ночи, лепнина «под мрамор», иллюстрирующая знаменитые памятники архитектуры, и черный фон, словно погружающий зрителя в бездну Невы. Кстати, о цветовом решении хочется сказать отдельно. В спектакле доминирует «триколор»: черный, красный и золотой. Причем лично у меня эти цвета сразу же сложились в ассоциативный ряд: черный символизирует Германа как личность, обреченную на смерть, красный — безответную и страстную любовь Лизы и золотой — тайну богатства Графини, влекущую алчность Германа.

Что же касается хореографии Сергея Боброва, то она, на мой взгляд, привнесла массу позитива в постановку. Можно сказать, хореограф «расшевелил», «взбудоражил» пассивных вокалистов, что в итоге добавило живости действию. Есть и еще одно оригинальное постановочное «ноу-хау» от режиссера — он сближает артистов со зрителями посредствам мостика, находящегося в сантиметрах от первого ряда партера. Этот мостик, зрительно сокративший расстояние, также способствовал большей реалистичности и динамичности действия.

На пресс-конференции, предшествовавшей премьере, журналистам сообщили, что во всех трех премьерных спектаклях актерский состав будет меняться. И какой «Герман» с какой «Лизой» окажется в паре — большой секрет. В первый день премьеры состоялся «дуэт» Михаила Вишняка (Герман) и Светланы Рацлаф-Левчук (Лиза). Не могу сказать, что пара состоялась. Вокал Михаила явно оставлял желать лучшего, он просто был, что называется «не в голосе», может властвующий свирепый грипп, может просто недомогание, но «звуковые ямы и ухабы» уже по окончанию первого действия стали раздражать слух, хотя актерского таланта Михаилу не занимать, именно благодаря чувственной игре, вокальные неудачи можно и списать. А вот вокальная партия Лизы в исполнении Светланы была практически идеальна, пожалуй, не хватило ей (но только совсем чуть-чуть!) искренности, она показалась мне немного холодноватой для пылко влюбленной девушки.

Напротив, роли второго плана были исполнены безукоризненно. И князь Елецкий (артист Олег Алексеев) внешне сдержанный, но глубоко страдающий, и Томский (народный артист России Владимир Ефимов) — верный, порядочный друг и, конечно, Полина (Анастасия Лепешинская). Здесь хочется сказать самые добрые слова благодарности за те минуты, что подарила нам Анастасия. Великолепный, сильный голос (меццо-сопрано), выразительная внешность, артистизм и сценическое обаяние образа заворожили всех — как давних поклонников ее творчества, так и тех, кто слышал и видел ее впервые.

Однако все выше сказанное — мнение субъективное. И чтобы вы смогли объективно оценить новую премьеру, следует как минимум увидеть спектакль в двух разных актерских составах, а еще лучше в трех! Познание — есть отражение бытия в виде ощущений. Доверьтесь своим ощущениям, и кто знает, может быть именно вам «Дама пик» откроет свои секреты?

Екатерина ФЕЛИЦА, Елена ЩУПЛЕВА
"Реноме", ноябрь 2009 г.