«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», – эти слова Достоевского как нельзя лучше подходят для описания творческого пути Бориса Эйфмана, в каждой своей работе пытливо исследующего наиболее сложные сферы бытия духа.
Балет «По ту сторону греха» стал новым пластическим прочтением хореографом романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Кардинально переработав свой собственный спектакль «Карамазовы» 1995 года, также поставленный по бессмертному произведению русской литературы и снискавший всемирное признание, Борис Эйфман создал эмоционально и интеллектуально насыщенную балетную психодраму.
«По ту сторону греха» – современное в техническом и художественно-выразительном отношениях сценическое произведение, поднимающее извечные «проклятые» вопросы. В условиях тотального ценностного кризиса начала XXI века хореограф обратился к незыблемым нравственным основам и сочинил балет о богоборчестве и богоискательстве, безверии и вере, природе человеческой греховности и духовном спасении.
Отзывы в прессе
«Может ли сын отринуть отца, если отец этот – исчадие ада? Что есть свобода и какова её цена? Есть ли путь к всеобщему счастью? Возможно ли покаяние, очищение, искупление греха и возрождение человека? Заглядывая «по ту сторону греха» – туда, где «дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей», Эйфман не даёт ответов на эти вопросы и не заигрывает со зрителями, предлагая избитый рецепт: после греха покаяться, и всё будет хорошо. Скорее всего, хорошо не будет, честно говорит нам хореограф, ибо путь к спасению труден и по силам не всем. Спектакль получился жестоким, бескомпромиссным и очень своевременным».
Лариса Абызова, «Невское время». 16 мая 2013
«…портреты главных героев поразительно точны. Плавный кроткий Алеша (Николай Радюш), разухабистый Дмитрий (Олег Габышев), угрюмый, весь состоящий из углов Иван (Сергей Волобуев), всклокоченный, похотливый, вечно пьяный Федор Карамазов (Игорь Поляков). Порой возникает странное ощущение, что перед тобой даже не иллюстрации, а оживший текст. Вот уже где воплощается слово. Так, на языке тела можно передать загадочную русскую душу, воспетую Достоевским».
Олег Корякин, «Российская газета». Апрель 2013
«Каждая встреча с Борисом Эйфманом – праздник. Он единственный на сегодня хореограф, умеющих философски осмысливать и пластически интерпретировать самое существо крупных литературных форм, превращая их в современные балетные симфонии».
Валерий Модестов, «Вечерняя Москва». 2 октября 2013
«Если Бога нет — то все дозволено» и попрание Бога в душе… Страсти, которые могут разрушить человека… Искупление греха — это вопросы ставит Достоевский в своем романе. На многие из них ответов нет и поныне. Не знает их и Эйфман. Но, используя возможности человеческого тела, хореографию и язык танца, вопросы задает. Себе и нам».
Павел Ященков, «Московский Комсомолец». 4 октября 2013