С медом, текущим из наклоненной склянки, сравнивал звучание виолончели поэт Осип Мандельштам.
«Петь надо так, как поет виолончель», – говорил Федор Шаляпин. А уж великий русский бас точно знал, как надо петь.
«Казалось бы, это просто хитрым образом сделанный деревянный ящичек – но для меня виолончель и психотерапевт, и духовный отец, и все на свете», – признался наш современник виолончелист Борис Андрианов.
Эти слова мастеров искусств разных эпох отражают те особенности, которые нас так привлекают в этом инструменте: глубина и мудрость его звука, исключительная певучесть, яркость и полнота голоса, волнующий, удивительный тембр, который находит резонанс в каждом человеке и пробуждает его воображение.
Прародительница виолончели – виола да гамба. Она использовалась как бассо континуо, была инструментом сопровождения и редко использовалась исполнителями сольно. Но композиторы все же создавали произведения для солирующей виолы да гамба.
Большие перемены произошли, когда Андреа Амати (дедушка знаменитого кремонского мастера Николо Амати) изменил конструкцию виолы да гамба – она приобрела форму и устройство виолончели, которая используются музыкантами сегодня. Развиваясь и совершенствуясь, виолончель постепенно стала не только неотъемлемой частью симфонического оркестра и камерного ансамбля, но и блестящим солирующим инструментом.
Вдохновленные красотой ее звука, композиторы создали огромное количество прекрасных сочинений в самых разных сочетаниях. Многообразие камерной музыки для виолончели разных эпох, жанров, составов как раз и представит публике проект Тимура Колодяжного «Виолончельные ассамблеи». В первом концерте 6 декабря прозвучат произведения для нашей героини как соло, так и в ансамбле со скрипкой, гитарой и фортепиано, и у слушателя будет прекрасная возможность услышать, насколько многогранен этот инструмент!
Исполнители – артисты оркестра Красноярского театра оперы и балета виолончелисты Тимур Колодяжный, Анастасия Кайгородова, Екатерина Егошина и Ольга Андреева, а также Светлана Михалёва (фортепиано), Татьяна Лаврентьева (скрипка), Кирилл Русинов (гитара).