Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

01.03.2024

«Снегурочка. Миф и реальность»: современный взгляд на национальный миф

Вечер одноактных балетов «Снегурочка. Миф и реальность» – это результат организованной Большим театром хореографической лаборатории «Тело в главной роли» Международного фестиваля современного танца DanceInversion под руководством Ирины Черномуровой. Шесть хореографов, защитившие свои творческие заявки по мотивам пьесы Александра Островского «Снегурочка», получили возможность выпустить спектакли в разных театрах России. В Красноярске свои одноактные постановки на эту тему представят Ирина Кононова и Алена Бритвак.

«Другой свет» Ирины Кононовой

Ирина КононоваИрина Кононова – хореограф и режиссер, танцовщица, актриса, хореограф-постановщик театра танца 10th Avenue (Ставрополь). С детства танцевала современные танцы, став постарше, сразу же начала ставить самостоятельно. С собственной труппой постоянно гастролирует по России и ближнему зарубежью, участница многих фестивалей.

Идея собственной интерпретации сюжета «Снегурочки», по ее словам, пришла к ней во время работы в жюри одного из фестивалей.

– Я подумала: а что, если Снегурочка, попав на Землю, захочет обратиться за помощью к психологу? Ей действительно нужна сторонняя квалифицированная помощь: она пришла в мир людей, чтобы обрести способность чувствовать, но все пошло не так. Оказалось, что люди, обладающие этим бесценным даром, совершенно им не дорожат. Снегурочку понимание этого раздавит. Поэтому ей нужно с кем-то поделиться своими трудностями, найти на них ответ. Отсюда у меня возникла фигура психолога. В принципе, обращение к такому специалисту было полезно везде и всегда, но еще лет десять назад оно не было столь популярным явлением. А за прошедшие годы это стало естественной практикой. И, главное, по-настоящему многим помогает. Оттолкнувшись от этой мысли, я начала раскручивать свою идею дальше. В итоге получилось нечто футуристическое.

В постановке Ирины Кононовой и ее художника Ульяны Ереминой «Другой свет» зрители увидят объемную композицию, объединяющую три мира – мир людей (с Берендеем, Лелем, Мизгирем и Купавой), мир полубогов (из которого приходит Снегурочка) и высший мир, мир бога Ярило. Не хочется пока раскрывать все секреты, но у каждого мира будет свой цвет. Сам Ярило в спектакле тоже появится (в исполнении премьера театра Юрия Кудрявцева): по версии хореографа, его забрасывает на Землю – он здесь выступает как наблюдатель, и вообще вся история будет представлена его глазами.

– У зрителей не будет четкого понимания: то ли Яриле все приснилось, то ли он стал участником событий и был настолько ими потрясен, что сошел с ума, и ему самому нужен психотерапевт. То есть финал вроде как остается открытым и весьма драматичным – всех героев ждет разочарование. Но в то же время спектакль будет пронизан иронией.

Ироничные нотки постановке, в частности, добавят некие Силы природы, одетые монтировщиками – именно они здесь всем рулят. Как, собственно, и в любом театре – и кто попробует это оспорить? А сам жанр спектакля – это симбиоз современного танца с физическим театром и кино, с множеством игровых элементов. Снегурочку исполнит молодая балерина Надежда Вагаль, Леля – Константин Полковников, Берендея – Денис Казарин, Мизгиря – Никита Лысенко, Купаву – Надежда Панфилова.

Алена Бритвак: решать уравнения телом

Алена БритвакХореограф из Санкт-Петербурга Алена Бритвак в детстве что только не танцевала: хип-хоп, бальные танцы, народные, эстрадные – по ее словам, это был «адский микс». Уже тогда с удовольствием организовывала дома импровизированные представления, в которых приглашала участвовать и своих друзей. Однако к профессии хореографа пришла не сразу: обладая хорошими физико-математическими способностями, подумывала заняться архитектурой, полтора года отучилась в Университете информационных технологий, механики и оптики. И именно там окончательно убедилась, что ее тянет к творчеству.

Во время учебы в Ленинградском областном колледже культуры и искусств Алена поняла, что она не танцовщица, ей больше нравится сочинять. Продолжила обучение режиссуре балета в Санкт-Петербургской консерватории, а сейчас учится искусству балетмейстера в магистратуре Академии русского балета имени Агриппины Вагановой.

В «Снегурочке» у Алены Бритвак осталось всего три главных героя – это сама Снегурочка (в исполнении Елены Михеечевой), Весна (Олеся Алдонина) и Лель (Матвей Никишаев), который здесь не музыкант, а современный художник. Хореограф исследует в своей постановке две сложных актуальных темы: главная – весьма непростые взаимоотношения матери и ее повзрослевшей дочери, и параллельно – образ художника в современном мире.

– Отправной точкой в работе над спектаклем, который я назвала «Преломление», для меня стала гибель Снегурочки. Но я рассматриваю ее не трагически – для меня это аналогия взросления ребенка, уходящего от родителей в самостоятельную жизнь. Матери-Весне непросто расстаться с дочерью, которой она посвятила всю себя – эта эгоистичная слепая всепоглощающая любовь, потребность в заботе о Снегурочке постоянно ее контролировать рождает главный конфликт. Стерильный мир Весны, в котором Снегурочка пребывала в детстве, сталкивается с совершенно противоположным миром художника Леля, живым и неидеальным. В этих обстоятельствах герои проходят трансформацию, взрослеют и приближаются к истинному чувству любви. Лель у меня не главный персонаж, он оттеняет историю двух героинь. Но и с ним в финале происходит трансформация. Поначалу он настолько увлечен своим искусством, что не воспринимает Снегурочку как личность. Для него она как некий объект – как, впрочем, и для ее матери. Но когда Снегурочка преодолевает привычную с детства модель поведения – подчинение другим, чтобы их не огорчать, боязнь принятия собственных решений, – это заставляет Леля поменять к ней свое отношение. И влияет также на Весну – именно дочь помогает ей прийти к настоящей любви, от которой она всю жизнь закрывалась. Так разрешается весь конфликт.

По признанию Алены, в размышлении над своей постановкой она сразу же стремилась отойти от глобальных тем и оттолкнулась от личной истории, созвучной, по ее мнению, и сюжету пьесы Островского.

– У нас с художником Ольгой Кравцовой будет проявлен именно российский культурный код: у людей нашей страны, несмотря на разные национальности, очень крепкая связь между поколениями. На Западе дети легче входят в самостоятельную жизнь, у взрослых людей там не принято жить с родителями. А у нас – вроде бы уже есть своя семья, но как объяснить маме, что больше не нуждаешься в ее всепоглощающей заботе? Но моя история не о подростковом бунте, это что-то общечеловеческое. Наверное, по жанру это танцевальная притча, объединяющая в себе разные элементы, преимущественно контемпорари дэнс в сочетании с неоклассикой. Просто компилировать движения мне неинтересно – предпочитаю, как в физике или математике, решать уравнения телом, сочинять хореографические образы через возможности артистов – я очень сильно от них отталкиваюсь.

Елена КОНОВАЛОВА
"Опера & Балет" №7, март 2024