Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

26.10.2001

Жанна на костре

В Красноярском театре оперы и балета состоялась премьера оратории-мистерии Артюра Онеггера "Жанна д'Арк на костре".

"Жанна д'Арк на костре"Последние оперные и балетные премьеры театра свидетельствуют о том, что он находится в творческом поиске новых жанров и форм. Премьера "Жанны д'Арк на костре", открывшая VII Международный фестиваль мастеров оперного искусства и II Международный конкурс оперных певцов им. П. И. Словцова, явилась продолжением этой линии. Создатели спектакля – музыкальный руководитель и главный дирижер, заслуженный артист России Анатолий Чепурной, режиссер-постановщик Вячеслав Цюпа, художник-постановщик Виктор Архипов поставили перед собой грандиозную задачу. Традиционно драматическая оратория "Жанна д'Арк на костре" ставилась как концертное произведение. Постановка в Красноярске стала мировой премьерой в сценической версии. Зрителям был представлен полноценный, яркий, захватывающий, современный спектакль, хотя и повествующий о событиях давно минувших веков.

Для участия в спектакле впервые в истории красноярского оперного на роли Жанны и Святого Доминика были приглашены драматические актеры – ведущие артисты театра им. А. С. Пушкина заслуженная артистка России Галина Саламатова и Сергей Селеменев. Уже это обстоятельство делает спектакль неординарным, как и нехрестоматийная трактовка режиссером-постановщиком образа народной героини Франции, которую сначала сожгли на костре, а потом причислили к лику святых. Роль маленькой Жанны, которую ввел в спектакль режиссер Вячеслав Цюпа, исполняет уже известная публике по спектаклю "Под первой звездой" Даша Эрлих.

В каждой из одиннадцати сцен спектакля заложена частичка жизни Жанны д'Арк – не воительницы, а страдающей, измученной сомнениями женщины. Вот-вот ее растерзает толпа, но у нее есть возможность изменить судьбу (по одной из исторических версий вместо Жанны на костре сожгли другую женщину). Художественное оформление спектакля, которое лично у меня ассоциируется с картинами Сальвадора Дали, музыка (в ней преобладает ударная группа) нагнетают атмосферу. Невольно задумываешься не о самом сюжете, заложенном в либретто, не о конкретной исторической судьбе, а все же о наших днях и нашей жизни, в которой каждый из нас оказывается перед выбором. Приходится и жертвовать, и страдать, и быть оклеветанным, несправедливо обиженным.

Думаю, спектакль "Жанна д'Арк", в основу которого заложена гениальная музыка Артюра Онеггера, пронизанный глубокой философией и необычный по постановке, обречен на долгую сценическую жизнь. Хочется отметить мужество театра, который, несмотря на различные технические сложности, откровенно устаревшую звуковую аппаратуру, в творческом поиске не стоит на месте. Каждой премьерой дарит зрителям праздник, открывает для них новую страницу мирового искусства.

Наталья САНГАДЖИЕВА
Фото Валерия ЗАБОЛОТСКОГО
"Красноярский рабочий", 26.10.2001 г.