Цветовая схема:
Народная артистка России
Художественный руководитель оперных фестивалей и гастрольных оперных проектов театра
День рождения – 23 октября
Родилась в Ташкенте. В 1983 г. по окончании Ташкентской государственной консерватории (педагог Р. Юсупова) была приглашена в Москву, в труппу Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И. Сац. Участвовала в спектаклях Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Стажировалась в Италии у Миетты Сигеле и Джорджо Лукетти (выступление на Международном конкурсе вокалистов «Бельведер» принесло приз – стажировку в Риме) и во Франции у Режин Креспен. Прошла стажировку по актерскому мастерству в Университете Олбани в Нью-Йорке.
В 1995 г. дебютировала в Большом театре в партии Керубино. С 1996 г. – солистка оперной труппы Большого театра.
В репертуаре певицы в Большом театре около тридцати партий, среди которых – Керубино («Свадьба Фигаро» В. А.Моцарта), Амнерис («Аида» Дж. Верди), Лаура («Иоланта» П. Чайковского), Азучена («Трубадур» Дж. Верди), Боярыня Морозова («Опричник» П. Чайковского), Лель, Весна («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова), Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского), Ольга («Евгений Онегин» П. Чайковского), Любаша («Царская невеста» Н.Римского-Корсакова), Марфа («Хованщина» М. Мусоргского), Сузуки («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини), Полина, Миловзор («Пиковая дама» П. Чайковского), Кармен («Кармен» Ж. Бизе), Маргрет («Воццек» А. Берга) и др.
Стала первой исполнительницей в Большом театре партии Прециозиллы в опере Дж. Верди «Сила Судьбы» (2001, постановка неаполитанского театра Сан-Карло – дирижер-постановщик Александр Вилюманис, режиссер Карло Маэстрини, художник-постановщик Антонио Мастроматтеи, возобновление Пьера-Франческо Маэстрини) и партии Принцессы Буйонской в «Адриенне Лекуврер» Ф. Чилеа (2002, постановка миланского театра Ла Скала, дирижер-постановщик Александр Ведерников, режиссер-постановщик Ламберто Пуджелли, сценограф Паоло Бреньи).
В апреле 2003 г., исполнив партию Наины на премьере оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки, приняла участие в уникальном, основанном на принципах аутентичного исполнительства, музыкально-сценическом проекте Большого театра, для которого специально был восстановлен оригинальный авторский текст партитуры этой оперы (дирижер-постановщик Александр Ведерников). «Живая» запись премьерных спектаклей была осуществлена голландской фирмой PentaTone и вышла на трех CD в 2004 г.
В репертуаре певицы также партии меццо-сопрано в Реквиеме В.А. Моцарта, Реквиеме Дж. Верди, «Stabat Mater» А. Дворжака, Дж. Перголези, А. Вивальди, «Gloria» А. Вивальди, «Осуждении Фауста» Г. Берлиоза, кантате «По прочтении псалма» и Первой симфонии С. Танеева, кантате «Александр Невский» С. Прокофьева и кантате «Москва» П. Чайковского, Девятой симфонии Бетховена, Второй симфонии Малера и других сочинениях.
Пела в Венской камерной опере, Шведской Королевской опере (Стокгольм), Немецкой опере (Берлин), в театре Колон (Буэнос-Айрес), где впервые выступила в партии Амнерис, Новой Израильской опере в Тель-Авиве (в том числе на ее открытии), в Оперном театре Кальяри (Италия, 2003, партия Морозовой в опере «Опричник» П. Чайковского; 2005, партия Меропы в «Эдипе» Дж. Энеску), Опере Бордо (Франция, 2003, партия Сабуровой в опере «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), театре Шатле (Франция, 2003, партия Лауры в «Иоланте» П. Чайковского), в Опере Бастилия (Франция, 2005, партия Матрёши в «Войне и мире» С. Прокофьева) и других оперных театрах.
Часто выступает в Прибалтике. В партии Кармен дебютировала в Таллинне на сцене Национальной оперы «Эстония». С 1999 г. сотрудничает с Латвийской национальной оперой, в частности, пела Амнерис в «Аиде» и Ульрику в опере «Бал-маскарад» Дж. Верди. Принимала участие в музыкальном фестивале в Тракае (Литва) – спела Ульрику в фестивальной постановке оперы «Бал-маскарад», в Сигулде и Юрмале выступила с сольными концертами.
Выступала с концертами в Японии, Корее, Австралии, США, Европе.
Неоднократно участвовала в музыкальных фестивалях – в Шеннбруне (Австрия), Савонлинне (Финляндия), Моцартовском фестивале во Франции, в Иерусалимском фестивале, в Уэксфордском фестивале (Ирландия) и других. В 2004 г. в г. Арниме (Нидерланды) на фестивале, посвященном Игорю Стравинскому, приняла участие в концертном исполнении оперы «Мавра».
Выступала с выдающимися дирижерами – Геннадием Рождественским, Владимиром Федосеевым, Валерием Гергиевым, Михаилом Плетневым, Владимиром Юровским.
С сентября 2013 года по ноябрь 2016-го – художественный руководитель оперной труппы Красноярского театра оперы и балета.
О творчестве Ирины Долженко снят видеофильм «Звезды крупным планом. Ирина Долженко» (2002 г., «Артс Медиацентр», режиссер Н. Тихонов).
ПИКОВАЯ ДАМА
12 апреля
Оперу Петра Чайковского «Пиковая дама» 12 апреля украсят приглашенные вокалисты: солистка Большого театра народная артистка России Ирина Долженко (меццо-сопрано), солистка Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Ирина Ващенко (сопрано) и солист Новосибирского театра оперы и балета Алексей Зеленков (баритон).
Народная артистка России солистка Большого театра Ирина Долженко (меццо-сопрано) проводит мастер-классы для солистов оперной труппы Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского.
Если бы не пандемия коронавируса, минувшей весной ведущая солистка Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского Дарья Рябинко выступила бы на фестивале «Золотая Маска» в Москве. Это первая номинация молодой певицы на Национальную театральную премию страны, она была выдвинута на неё за партию Комиссара в опере Франсиса Пуленка «Груди Терезия». Но, как признается сама Дарья, столь высокая оценка экспертами её роли стала для неё полной неожиданностью. - Елена КОНОВАЛОВА, Культура24, 28 июля 2020 г.
14 февраля, в День всех влюбленных, Красноярский театр оперы и балета имени Д. А. Хворостовского преподнесет всем любителям театра сразу два прекрасных подарка – два произведения о любви.