Цветовая схема:
8 и 9 сентября Красноярский театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского представит обновленную версию балета Игоря Стравинского «Весна Священная» в Москве на фестивале «Цветочный джем» во время празднования Дня города.
Московские зрители первыми увидят новую версию одноактного балета «Весна Священная» Игоря Стравинского в постановке заслуженного артиста России Сергея Боброва. На красноярской сцене новую редакцию балета покажут в ноябре во время V Международного форума «Балет XXI век».
Масштабный видеоряд и современная хореографическая лексика придают спектаклю небывалую глубину и зрелищность. По мнению Сергея Боброва, главное в музыке «Весны Священной» – «некий космизм, интуитивное ощущение композитором кратковременности бытия». Стравинский стремился передать мироощущение славян, их нерасторжимую связь с природой, которую они обожествляют. Музыкальный язык произведения сочетает самобытность русского фольклора и интонационную атмосферу современного города, и по-прежнему актуален.
Хореография спектакля представляет собой комбинирование разных хореографических направлений на классической основе. Потрясающие спецэффекты, самобытные декорации, визуальным и смысловым акцентом которых является огромное солнце – все это найдет отклик в душе каждого зрителя, заставляя вновь и вновь мысленно возвращаться к увиденному.
«На мой взгляд, грань между современным балетом и классическим все больше стирается, – рассказывает Сергей Бобров. – Общее направление в современном европейском искусстве – сочетание несочетаемого. В результате на сцене создается свободная пластика, в которой вдруг возникает классический арабеск или, наоборот, какой-то элемент, не имеющий ничего общего с классической эстетикой. А потом вновь и вновь все ломается в совершенно другие стили. Как это разумно совместить – вопрос вкуса и меры хореографа, его умения и интуиции прочувствовать, какое впечатление создает у людей такой синтез».
Балет «Весна Священная» интересен своей сценической историей и судьбой. «Однажды, – вспоминал Стравинский, – в воображении моем совершенно неожиданно, возникла картина священного языческого ритуала: мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность. Это стало темой “Весны Священной”».
Премьера балета в Париже 29 мая 1913 года закончилась скандалом. Слишком непривычными показались парижанам терпкие варваризмы этой музыки, зрители пришли в такое негодование от музыки Стравинского, что освистали балет. Показ пришлось прервать. Но уже через год композитор с лихвой будет вознагражден за пережитые горькие часы. 1914 год принес Первую мировую войну и «жестокая музыка, с суровым строем» неожиданно стала пророчеством, страшной действительностью, явью. В этом году концертное исполнение «Весны Священной» под управлением Монте вызвало овацию.