Цветовая схема:
Дирижёр Александр Косинский - известный деятель красноярской культуры, педагог, воспитавший не одно поколение оперных певцов. Однако не многие помнят, что он учился в Одессе, а затем, почти 40 лет назад, приехал в Красноярск, чтобы открывать вместе с такими же молодыми и амбициозными певцами, музыкантами, режиссёрами театр оперы и балета в Сибири.
- Вы же одессит, Александр Хрисанфович? И что же вас понесло из тёплых морей в далёкую холодную Сибирь?
- В Красноярске открывался оперный театр, а это дорогого стоит, ради этого можно было поехать куда угодно... Открытие театра - всегда большое событие в жизни музыканта: первые репетиции, первые спектакли, зрители, премьеры.
О Красноярске мне рассказывал один из наставников, в прошлом главный дирижёр Пермского оперного театра, Борис Игнатьевич Афанасьев, который бывал здесь на гастролях и очень хорошо отзывался о городе и красноярской публике. Когда пришло приглашение, он мне сказал: "Тебе повезло!" И я никогда о своём выборе не жалел.
- Однако у вас буквально под боком был легендарный Одесский оперный?
- К легендарному театру подойти сложно: там столько музыкантов! Несмотря на то, что ещё студентом пятого курса начал дирижировать концертами симфонического оркестра филармонии, потом был дирижёром студенческого оркестра и оперной студии консерватории, я всегда мечтал трудиться именно в оперном театре.
Опера всегда меня влекла, она стала главным делом моей жизни. Свой недавний бенефис я назвал "Опера навсегда", по-другому и быть не могло...
А Одесса, конечно, оставила заметный след в моей жизни и душе. Город очень музыкальный. И то, что происходит там сегодня, конечно, катастрофа.
Был в этом городе незадолго до трагических событий. Несмотря на общую коммунальную "запущенность", Одесса по-прежнему прекрасна и неповторима, я люблю её. Очень красивы центр, Приморский бульвар, море, Дерибасовская... И главное - тут ещё остались жизнелюбивые, улыбчивые люди, несмотря на трагедию в Доме профсоюзов.
- И кто же вас позвал в Красноярск?
- Главный дирижёр, тоже одессит, Игорь Шаврук, открывавший новый театр на берегах Енисея.
- Вы - второй дирижёр в симфоническом оркестре и в театре? Не бывает обидно, что не главный?
- Конечно, с одной стороны, у меня меньше возможностей для самостоятельного выбора, а с другой - и проблем тоже меньше, потому что занимаешься только своим делом, ни на что не отвлекаясь. И потом, главным надо начинать лет в тридцать, когда полно сил, хочется всё организовать по-своему, когда есть азарт. С возрастом приходит другое отношение к работе, другие оценки того, что делаешь.
Самое большое удовлетворение испытываешь, дирижируя хорошим спектаклем... И знаешь, чувствуешь - ничего больше не надо, ты нашёл себя в жизни.
В театре работы хватает всем. Я, допустим, ставлю сейчас "Испанский час", а наш главный дирижёр - "Viva la Mamma!". Кстати, в нашем симфоническом я самый "долгоиграющий" из таких специалистов, потому что работаю там уже почти пятнадцать лет. Столько же занимал свою должность только разве что Иван Шпиллер.
- Вы ещё и в Академии музыки и театра бессменный педагог?
- Преподаю в ней с 80-го года - она называлась институтом искусств, который открылся, как и театр, в том же 1978 году. Есть такой предмет "оперный класс", где студенты готовят оперные сцены с режиссёром и дирижёром, а потом показывают поставленное на экзаменах. Долго вёл предмет "вокальный ансамбль".
Несколько лет руководил студенческим симфоническим оркестром. Хочу с гордостью сказать, что при мне он стал концертной единицей: мы начали выступать, участвовали в фестивалях... В то время я работал много, хотелось везде успеть. Сразу - в трёх оркестрах. Но когда однажды попал в реанимацию, решил: надо останавливаться. От студенческого оркестра пришлось, к сожалению, отказаться. Сегодня мой девиз: главное - не больше, а лучше.
- Смогли бы вы не согласиться работать с каким-то режиссёром или композитором?
- Не имею права так поступать: работа есть работа. Да, у меня свои любимые композиторы, оперы, спектакли, но и у театра - свои планы. Противоречий между нами быть не должно. Кроме того, не помню ни одного спектакля, будь то Верди, Кальман, Чайковский или Валерия Беседина, работа над которым меня бы не увлекла.
- Способны ли вы отвергнуть постановку скандального характера, аналогичную тем, что сегодня активно плодятся на главных театральных площадках Москвы и Санкт-Петербурга?
- Повезло, что не приходилось сталкиваться с таким. И моё отношение к этому явлению отрицательное. Особенно в свете того, что на Западе делают с русской оперой. Когда, например, берут "Евгения Онегина", то обязательно опускают в какую-то грязь. Гремин - непременно полковник КГБ, постоянно эксплуатируемая тема русской вины за советский период, выливающейся иногда в откровенно безобразные формы... Не представляю, чтобы я взял "Женитьбу Фигаро" и перенёс её действие в фашистский концлагерь,- а на Западе некоторые "деятели" могут позволить себе такие выпады.
Думаю, что и наша молодая режиссура уже внесла в это дело свой вклад. Вызывает недоумение последняя постановка "Руслана и Людмилы" в Большом театре или сделанный не в лучших русских традициях "Князь Игорь". Сейчас в том же Большом поставили "Пиковую даму", где, по отзывам критиков, нет того музыкального качества, какое должно быть на главной оперной площадке страны.
Очень не нравится мне скандал вокруг новосибирского "Тангейзера", с распятием между ног на афише спектакля. Недопустимо, когда успех творчества определяется его скандальностью. Есть музыка, есть композиторы, которые о чём-то писали. Вот об этом и надо думать, когда готовишь классическую постановку.
Когда Чайковский заканчивал свою "Пиковую даму", он, дописав последнюю страницу, расплакался над судьбой главного героя. В эту партитуру вложена душа музыкального гения, вложены его мысли, столько человеческого,- и поступать с этим легкомысленно, в угоду какой-то непонятной моде, непозволительно. Думаю, что стремление к скандальности идёт от недостатка фантазии, музыкальности, от недостатка таланта.
С другой стороны, если говорить о новосибирской истории,- очень плохо, что решение вопроса ищут там сегодня не музыканты-профессионалы, а "улица", толпа. Страсти кипят то на одном митинге, то на другом, и в таком "площадном" режиме верное решение найдено не будет.
- Ни для кого не секрет, что молодёжь читает мало. Вы заставляете своих студентов обращаться к первоисточникам, например к той же "Пиковой даме" или "Евгению Онегину"?
- Когда начинаю разговаривать с учениками, то сразу понимаю, кто чего читал, кто - нет. Однако не требую чтения, хотя, думаю, оно нужно.
- Получается, вы - не жёсткий педагог?
- Нет. Профессия оперного певца очень сложная, связанная с весьма капризным инструментом - голосом, который на всё реагирует. И как он будет звучать при выходе на сцену - неизвестно. Каждый исполнитель хочет спеть хорошо и делает всё, что в его силах. Ему надо помочь поверить в себя. Мне кажется, диктат здесь недопустим, да и никогда не чувствовал в этом необходимости.
Бывает, кого-то приходится снимать с роли перед спектаклем, но так получается не от плохого отношения к делу, а от состояния голоса. Когда артисты, находясь на сцене, чувствуют, что дирижёр вместе с ними, помогает и поддерживает, а не только занимается оркестром, они по-другому поют.
- Возвратимся в ваши детство и юность. Почему вдруг захотелось стать не скрипачом, а именно дирижёром?
- В музыкальной школе учился на скрипке, но когда приехал в Одессу, услышал потрясающий объединённый хор училища и консерватории, один из лучших в Союзе. Лауреат многочисленных фестивалей... И это сразу определило всю мою жизнь, хотя начинал в училище как скрипач.
Кроме того, мой брат был успешным хормейстером - и сейчас ещё работает, профессор, заслуженный артист. Начинал рядом с ним, перед глазами был замечательный пример для подражания.
- Родители заставляли заниматься скрипкой?
- Случалось. Хотел иной раз, конечно, и футбол погонять, и не до скрипки порой было.
Мама всё время занималась домом, потому что нас, сыновей, у неё было четверо. Отец играл на некоторых инструментах, любил петь... И мечтал, чтобы мы стали музыкантами.
- Более тридцати лет в Красноярске - это целая жизнь. Домой, в тёплые края, не тянуло?
- Не домой тянет, а в молодость. Хочется почувствовать Одессу того времени и пережить тогдашнее отношение к жизни. Не в конкретное место влечёт, а, скорее, в то время...
На родине не был несколько лет - как-то всё не получается. С братьями постоянно связываемся по "Скайпу". Помните, у Шпаликова? "По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не возвращайся В прежние места. Даже если пепелище Выглядит вполне, Не найти того, что ищешь, Ни тебе, ни мне".
Нет, не тянет. Не представляю теперешней русофобской атмосферы... Если раньше всё было родное, близкое, то сегодня исполнилась мечта Бисмарка, который хотел поссорить Украину с Россией. Даже родные люди начали ссориться и выяснять, кто виноват.
- Напоследок ещё немного об искусстве... Есть что-то вами не сыгранное, не поставленное?
- Это не какие-то конкретные произведения. Скорее, ощущение, которое бы описал так: я что-то могу сделать лучше.
- Что вы слушаете в свободное время?
- Замечательный круглосуточный музыкальный телеканал "Меццо", где транслируются в основном симфонические концерты, оперные спектакли. Когда бывает время, смотрю их.
Существует такая легенда, что в своё время Бах, решив послушать игру знаменитого органиста Дитриха Букстехуде, прошёл более трёхсот километров пешком из Арнштадта в Любек. Теперь, чтобы насладиться выдающимся выступлением, достаточно нажать кнопку, и не пользоваться тем, что нам даёт цивилизация, просто грех. Часто транслируют такие потрясающие исполнения - просто невероятно! Есть к чему стремиться!
***
Александр Хрисанфович КОСИНСКИЙ. Родился в Запорожье (Украина) в 1948 году. Окончив Одесскую государственную консерваторию имени А. В. Неждановой, получил приглашение на место дирижёра студенческого симфонического оркестра, а также оперной студии Одесской консерватории, где был ассистентом народного артиста Украины Н. Д. Покровского. Дирижировал рядом концертных программ с симфоническим оркестром Одесской филармонии. В 1978 году получил приглашение работать в Красноярском государственном театре оперы и балета, в котором трудится по сей день. Первыми театральными постановками были "Барышня и хулиган" Д. Д. Шостаковича, "Сказка о попе и работнике его Балде" М. И. Чулаки, "Умница" К. Орфа.
В настоящее время театральный репертуар Александра Косинского включает более 60 оперных и балетных спектаклей. С 2001 года является также дирижёром Красноярского государственного академического симфонического оркестра. В течение 35 лет преподаёт предмет "оперная подготовка" на кафедре сольного пения Красноярской академии музыки и театра, доцентом которой является сейчас.
Сергей ПАВЛЕНКО
"Красноярский рабочий", 11 апреля 2015 г.