Цветовая схема:
"Партия Татьяны мне близка по моральным принципам"
8 Марта, в праздник весны, любви и красоты «МК» решил поближе познакомиться с той, чье имя для красноярских меломанов - не пустой звук. С солисткой Красноярского театра оперы и балета, лауреатом многочисленных Международных конкурсов и Всероссийской премии «Известность» Анной Киселевой.
Весна является нежданно,
Играя чувствами в крови.
Напой мне в полный голос, Анна,
О силе трепетной любви.
Которой я шепчу: «Осанна!»
Учусь терпеть, учусь прощать.
Напой мне в полный голос, Анна,
Чтобы наполниться опять…
Нина Гурьева
- Поклонники вашего творчества посвящают вам стихи… «Звездной болезнью» не страдаете?
- Нисколько. Я простой человек. Понимаю, что все мы на земле находимся временно. Забрать с собой ничего не можем. Только добрую память о себе оставить.
- А кто в вашем понимании «звезда»?
- Мне нравится, к примеру, Хариклея Даркле (румынская оперная певица – «МК»). Она пела весь женский голосовой репертуар - от колоратурного сопрано до контральто. В свое время это действительно была оперная дива во всем мире. Из современных оперных исполнителей назову Николая Ерохина (солист Московского академического музыкального театра – «МК»). Сейчас скажете, что каждый кулик свое болото хвалит – с Николаем у нас давно сложился творческий союз. Но я действительно считаю его певцом экстра-класса. Из эстрадных певцов «звездой» был Муслим Магомаев. Он получил классическое образование, оттого каждая его песня наполнена голосом. Родители рассказывали, что на свои концерты он без рекламы собирал стадионы народа. Достаточно было где-нибудь на заборе написать, что в город приехал Магомаев. Бесконечно готова слушать записи Анны Герман.
- Многие ее песни настраивают на меланхолию, а творческие люди очень впечатлительны…
- Слушаю и плачу. Голос Герман считают самым трагическим голосом XX века. То, что творчество вызывает слезы, – это нормально. Это слезы очищения. Если на моем концерте я не вижу влажных глаз зрителей, то значит, зря пела. Чехов писал: «В театре удалось поплакать».
- В 2005 году вы стали лауреатом Всероссийской премии «Известность». Красноярцы отдали свои голоса именно в вашу поддержку. Помните, у Маяковского: если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Кому было нужно, чтобы зажглась «звезда» Анны Киселевой?
- Прежде всего, мне самой. Но, думаю, это судьба. Потому что в детстве я не пела. Правда, часто слушала, как поет моя бабушка Марья Григорьевна Самойлова. У нее природная постановка голоса, очень красивый тембр. Даже сейчас, когда ей за 80, ее голос звучит, как у юной девушки. Часть ее таланта досталась мне. Хотя талант в певческом деле - это только десять процентов успеха. Остальные девяносто дает труд. Как и в спорте - нужны ежедневные тренировки. И потом, у меня творческая семья. Мама преподает в академии музыки и театра сценическое движение. Дед когда-то играл на скрипке. Известно, что скрипачи обладают стопроцентным слухом. Кстати, самый строгий критик и ближайший советник в моем творчестве – это папа.
- Определяющим шагом стало поступление в Красноярское училище искусств?
- Да. Меня взяли в качестве эксперимента. То есть если раньше на обучение принимали только после окончания 11 классов общеобразовательной школы, то меня первую зачислили после 8 класса. Помню, педагог Надежда Алексеевна Костюкова очень много, по-матерински, со мной тогда возилась. После стала студенткой Красноярской академии музыки и театра. В конце прошлого года я окончила сольную аспирантуру Астраханской консерватории. Теперь сама имею право преподавать. Но я училась только для того, чтобы повысить уровень своего пения. Просто был этап, когда, по моему ощущению, я остановилась в развитии. А за годы учебы мне удалось сделать много сольных программ.
- Говорите, что не хотите останавливаться на достигнутом. Когда наступит момент, что вам останется только пожинать?
- Возможно, на пенсии. Недавно дома наводила генеральную уборку. По всей квартире ноты, ноты… Думаю, неужели я все это знаю и хочу петь еще! Трудно остановиться, когда в мире так много разной прекрасной музыки.
- Есть роли, исполнить которые вы мечтаете?
- Долго мечтала спеть партию Татьяны в опере «Евгений Онегин» - эта партия мне близка по моральным принципам. Все как-то не получалось. Но недавно судьба мне улыбнулась. Спела. Причем не в родном театре, а в Софийской национальной опере. Бывает, что успех не зависит от самого человека. Но всегда нужно верить в свою удачу. Вот я верю.
- По слухам, завидные роли в театрах частенько достаются актерам, приближенным к режиссеру…
- Это жизнь. Бывает и так. Я стараюсь не вникать ни в какие подводные течения, которые есть в любом театре. Один мой друг преподает во ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии – «МК»). Так вот он рассказывает, что на первом-втором курсе этого вуза не учится ни один студент, не связанный с какой-нибудь известной в стране персоной. Одни племянники да внуки знаменитостей.
- Тогда расскажите секрет, как пробиться на большую сцену самородкам?
- Необходимо огромное желание. Я стремилась участвовать в различных профессиональных конкурсах. Не в России, конечно.
- Почему нет?
- Сложилось мнение, что в нашей стране они часто ангажированы. Например, члены жюри привозят на конкурс своих же учеников, тогда как за рубежом это недопустимо. А вообще, все такие конкурсы субъективны, конечно. Бывает, что человек поет идеально, а за душу так не берет, как тот, что спел с вокальными ошибками. Это мысль Образцовой (оперная певица, народная артистка СССР – «МК»). Не могу с ней не согласиться. И одинаково петь человек никогда не может. Например, по себе знаю, что голос звучит уже по-другому, если за окном идет дождь, или если ты не выспался как следует.
- Насколько сегодня сибиряки готовы слушать оперное пение?
- Скажем, в советское время у него было больше поклонников. Наверное, играло роль популярное тогда стационарное радио, откуда звучала эталонная музыка. Помните фильм «Красотка», где главный герой говорит, что если ты любишь оперу, то это на всю жизнь, а уж если нет… Опера - это, конечно, элитарный вид искусства. Впрочем, о вкусах не спорят.
- Часто говорят о безвкусице, упадке интереса к высокой культуре. В то же время в Москве, например, стоимость билетов на спектакли порой достигает нескольких тысяч рублей. Культура дорожает?
- Есть такое дело. Неделю назад была в театре Станиславского на спектакле Оффенбаха «Сказки Гофмана». Самый дешевый билет для солистов этого театра - 300 рублей. Плюс, если ты приехал на машине, парковочное место. Для артистов театра оно стоит 400 рублей. Как-то была в МХАТ имени Чехова. Билет на второй ряд малой сцены, помню, стоил шесть тысяч рублей. В Красноярске, конечно, таких цен нет, как, собственно, и столичных заработков.
- В интервью вы называете своим городом Красноярск, хотя родились в Благовещенске. Видимо, вам «тепло» в Сибири?
- Есть за что любить Красноярск. Здесь прошли мои школьные, юношеские годы. Благовещенск, где я не была уже десять лет, часто вижу во сне. Там у нас был свой частный дом. Очень хочу навестить этот город, тем более что там у меня живет дядя, кстати, мастер спорта по вольной борьбе.
- От дяди таланты достались?
- Спорт уважаю. Вот только времени не хватает. Когда-то любила ходить на лыжах. Теперь все только мечтаю купить коньки. Вожу дочку кататься на коньках. Так вот и сама буду кататься, чтобы не простаивать.
- Вы мама. Главная женская роль для вас уже сыграна?
- Да. По-моему, самое сильное чувство на свете - это чувство материнства. Меня часто ругают, что я чересчур опекаю своего ребенка, но я не могу иначе. Мне кажется, что между нами особенная связь. Я чувствую, если с ней происходит что-то плохое. В этот момент я могу почувствовать физическую боль. Говоря о дочери, я в любой момент могу заплакать. Она всегда на первом месте.
- Знаю, что когда-то вы предпочли ребенка карьере…
- Так вышло. Я узнала о беременности в тот момент, когда училась в Москве. Тогда у меня были большие творческие планы, в частности, пришло приглашение петь в одном из старинных театров Румынии. Для меня выбор был очевиден. Беременность протекала очень сложно. Была большая вероятность потерять ребенка. Я тогда не пела. Лежала в больнице на сохранении. Помню, врач сказал мне, что они сделали все, что могли и помочь теперь может только Бог… Сейчас Ксюше шесть лет и я очень благодарна тем врачам, что приняли участие в ее рождении. И неважно, что я упустила шанс получить известность за границей. Главное - быть востребованным там, где ты живешь.
- Многие знаменитости предпочитают скрывать провинциальное происхождение. Не частят с визитами. Хворостовский долго игнорировал Красноярск…
- Это неправильно. Сегодня ты «звезда», а завтра ты можешь вдруг перестать петь. Голос - это дар божий. Бог дал - бог взял. А в профессии певца нельзя жить прошлыми достижениями. Я это пережила: когда училась в институте, у меня на полтора года пропал голос. Тогда поняла многие вещи.
- В смысле православной философии?
- Бог знает о каждом нашем поступке. Все, что происходит с человеком в жизни, - не случайность.
- Даже череда трагедий?
- Страшно об этом говорить, но это так. Потеряв голос, я поехала отдыхать в Анапу. На берегу моря ко мне неожиданно подошел мужчина, посоветовал обратиться в местный храм. Я обратилась. Даже говорить о Боге считаю себя недостойной. Борюсь с гордыней. Никогда никому не завидую. Никакому успеху, никаким деньгам другого человека. Вообще не понимаю, зачем некоторым певцам нужны такие огромные гонорары, которые они получают. Знаю, что если человек оказывает посильную помощь нуждающимся, то он никогда не будет бедствовать. Все мои благотворительные концерты окупаются позже чудным образом.
- Ваше участие в детских спектаклях тоже можно назвать посильной помощью?
- Для детских домов, малоимущих семей вход на спектакли бесплатный. По инициативе моей мамы, мы играем их уже пятнадцать лет. Один из них - «Кошкин дом» - уже сыгран более 900 раз. Я всегда нахожу время для этого занятия, потому что театр облагораживает душу ребенка. Играю с большим удовольствием, иначе не выходит, ведь дети чувствуют малейшую фальшь.
Дважды у меня была православная миссия. С благословления владыки Антония я участвовала в крестном ходу по водам Енисея. Его участники плыли по реке, останавливаясь практически во всех населенных пунктах. В каждом проводился молебен, крестный ход и концерт. Я счастлива, что в моей жизни были эти поездки.
- Православие отрицает суеверие, но артисты обычно очень суеверны. Садитесь на ноты, если они вдруг падают?
- Раньше садилась. Сейчас, наверное, не стала бы. Подобные предрассудки - от неуверенности в себе. С годами они уходят в прошлое.
Справка "МК"
Анна Владимировна Киселева родилась в Благовещенске. Окончила вокальное отделение Красноярского училища искусств, Красноярскую академию музыки и театра. С 1999 года - солистка Красноярского театра оперы и балета. Лауреат специальной премии жюри, лауреат премии «Exelenta» международного конкурса оперных певцов им. Хариклеи Даркле (Румыния, 2005, 2010 гг.), лауреат первой премии XVI международного конкурса «Надежды, Таланты, Мастера» (Болгария, 2011 г.), лауреат Всероссийской премии «Известность» (Москва, 2005 г.), лауреат III международного конкурса оперных певцов «Розата на Евтерпа в Карлово» (Болгария, 2012 г.). В 2013 году окончила сольную аспирантуру Астраханской государственной консерватории.
Юлия РЯДЧИКОВА
Фото из архива певицы
"МК в Красноярске", 12 марта 2014 г.